Слайд 2
Любимая книга!
Идёт дождь... Зябко… Хочется тепла и много
света. Беру в руки книгу Рэя Дугласа Брэдбери «Вино
из одуванчиков», одну из любимых книг – ласковый лучик солнца, светлую грусть и неиссякаемое веселье, заключённое в 300 страницах. Повесть можно открывать в любое время года, но она всё равно перенесет тебя в тёплое лето, когда все мы были детьми, носили легкие туфельки, бегали по траве и рвали с кустов первые летние ягоды. Это не совсем простое лето. Это лето жизни удивительного писателя, который делится счастьем детства со своими читателями, а значит и со мной.
Слайд 3
Любимая книга!
«Вино из одуванчиков», одна из культовых книг
Америки, наряду
с творениями Фолкнера, Фицджеральда, Драйзера, переведена на многие языки мира.
Брэдбери достиг расцвета своего писательского мастерства за несколько лет до 1957 года, когда и была написана повесть «Вино из одуванчиков».
Слайд 4
О чём повесть
Двенадцатилетний Дуглас Сполдинг, главный герой повести,
вместе со своими друзьями и десятилетним братом Томом за
три летних месяца 1928 года совершает огромное множество детских открытий: впервые понимает, что значит жизнь, смерть, счастье, страх и многое другое, учится различать добро и зло.
Слайд 5
Лето становится
в повести метафорой всей жизни человека
Для
осознания этого главному герою приходится облазить весь городок, познакомиться
с большим количеством его жителей, купить теннисные туфли, потерять лучшего друга... Всех событий этого удивительного лета и не перечислить.
Слайд 6
О чём повесть
История одного лета 1928 года глазами
мальчишки. Маленький сонный городок, залитый солнечным светом, нежится
в окружении пышной зелени – недаром он носит название Грин Таун, то есть «Зелёный город»! Грин Таун – вымышленный город, его прототипом является родной город Брэдбери — Уокиган, штат Иллинойс.
Слайд 7
О чём повесть
Дедушка Дугласа и Тома каждое лето
по традиции готовит вино из одуванчиков. Вот в погребе
выстраиваются бутылки, чтобы в самые холодные и суровые зимние дни откупорить одну из бутылок и вновь почувствовать вкус лета – в этой бутылке находится один летний день, собранный, обработанный и разлитый в тару.
Слайд 8
О чём повесть
Брэдбери так описывает напиток: «Вино из
одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылки лето». «...Оно
будет мягко мерцать, точно раскрывающиеся на заре цветы, а сквозь тонкий слой пыли будет поблескивать солнце нынешнего июня. Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день – и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек, затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым».
Слайд 9
Символизм повести
Образ вина из одуванчиков – это символ.
Это настоящее вино, но это также и символ поры
каникул и детских радостей, символ светлого детства, памяти, а также семейный ритуал. Само лето, полное открытий и неповторимых событий, воплощено в этом вине, которое любовно готовится пожилым человеком из цветов, являющихся предвестниками этой теплой поры. Оно словно становится магическим артефактом, позволяя прикоснуться к воспоминаниям, прошедшим радостным моментам и к близким, которых уже нет в живых.
Слайд 10
Стиль повествования
Роман написан в стиле размышлений о жизни,
времени, взрослении, счастье, свободе и любви. Он пропитан всеми
детскими фантазиями автора, которые он уместил в рамках одного короткого лета.
Повесть «Вино из одуванчиков» состоит из отдельных рассказов, слабо связанных друг с другом историй. Общими в этих историях, по сути, являются только время и место действия да жизнерадостные мордашки любопытных мальчишек, которые пролазят куда угодно, чтобы стать свидетелями очередных смешных, грустных или страшных событий. И эта калейдоскопичность картины ничуть не портит книгу – наоборот, создаётся ощущение, что только так и можно передать всё волшебство атмосферы чудного городка и необычного лета.
Слайд 11
Стиль повествования
Сам писатель сравнил свою работу с живописью
пуантилистов:
«Ну да, пуантилизм, да. Ты просто наносишь отдельные
точки, а потом они складываются в картину. Когда приступаешь к полотну, ты не видишь целого. Ты кладешь отдельные точки. Одну, потом другую. Потом третью. Наконец, отходишь – глядь, а точки-то сложились в картину. И ты говоришь себе: «Черт возьми, кажется, ты сделал неплохую картину!» А ведь все начиналось с одной-единственной точки.
Слайд 12
О главном герое
Дуглас Сполдинг – мальчик
с поэтическим мышлением. На первой же странице Брэдбери показывает сказочное восприятие Дугласом первого дня лета, который он запускает своим «волшебством», своей чудодейственной силой, выступая в роли дирижера: «Стоя в темноте у открытого окна, он набрал полную грудь воздуха и изо всех сил дунул. Уличные фонари мигом погасли, точно свечки на чёрном именинном пироге. Дуглас дунул еще раз, и в небе начали гаснуть звезды».
В это лето Дуглас открывает для себя мир (и самого себя). В первую же поездку в лес его наполняет глубокое ощущение и понимание, что он «ЖИВОЙ», и удивляется: «Надо же! Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки не понимал! И вдруг такая находка».
Слайд 13
О главном герое
В главном герое Дугласе Сполдинге без
труда узнаётся сам автор. Чтобы понять это,
в принципе, не нужно знать историю создания повести или знакомиться с биографией Брэдбери. Достаточно просто прочитать книгу – и станет ясно, что ТАК писать о невозвратно ушедшем лете своего детства автор может, только основываясь на собственных неповторимых переживаниях.
Слайд 14
Дуглас и Том Сполдинги ищут ответы на многие
вопросы: «Чем различаются взрослые и дети? Как дети могут
стать стариками? Что такое смерть? Почему жизнь тускнеет к старости?» Для того чтобы ответить на них, им приходится побывать в домах стариков, послушать их разговоры, понаблюдать за их поведением, а ночью обсуждать результаты дня. Часто ребята поражаются своим открытиям, иногда их поджидают неудачи, но в итоге мальчишки получают уйму жизненных наблюдений, которые со счастливым видом каждую ночь при помощи карманного фонарика и жёлтого карандаша Тайкондерога записывают в блокнот.
О главном герое
Слайд 15
Конфликт поколений?
Почти все герои повести Брэдбери – дети
или пожилые люди. Именно филигранный подбор персонажей позволяет сделать
произведение понятным и доступным читателю любого возраста: от подростка до глубокого старика.
«Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они. Разные народы — «и друг друга они не поймут». Именно так заявил в один день брату Дуглас Сполдинг. Чтобы не было войны, дети стараются как можно глубже заглянуть в мир взрослых и понять его.
Слайд 16
Конфликт поколений?
Как тепло думает о взрослых
Дуглас:
«Они болтают без умолку целый вечер,
а о чём – назавтра никто уже и не вспомнит. Да никому и не важно, о чём говорят взрослые; важно только, что звук их голосов то нарастает, то замирает над тонкими папоротниками, окаймляющими веранду с трёх сторон; важно, что город понемногу наполняется тьмой, как будто чёрная вода льётся на дома с неба, и в этой тьме алыми точками мерцают огоньки, и журчат, журчат голоса».
Слайд 17
Конфликт поколений?
Главное, что и взрослые, и
дети надеются на счастье и готовы создавать его своими
руками. Понимают они счастье как мир без зла, преступлений, грубости и фальши. И вот городской ювелир Лео Ауфман берётся воплотить общую мечту – создать Машину счастья. И никакого конфликта поколений – в любом взрослом всегда живёт ребёнок. А некоторые взрослые вообще навсегда остаются в душе детьми. И прозревают, как дети: когда Машина счастья взрывается, ювелир возвращается домой и по-новому смотрит на свою жизнь: его ждёт жена, дети... И Ауфман понимает, что это и есть его истинное счастье.
Слайд 18
Фантастические мотивы
Фантастические мотивы постоянно встречаются в повести.
Том
совершает воображаемые путешествия
в таинственную страну, покрытую туманами и полную загадок.
А вот дом гадалки, за которым приглядывает загадочный мистер Мрак. Дети обнаруживают, что колдунью теперь замещает автомат, предлагающий билеты с предсказаниями в обмен на пенни. Ребятам предстоит проверить исправность волшебного агрегата и даже подарить ему вторую жизнь. На смену гадательному автомату приходит машина времени, которая материализуется в сознании мальчишек из рассказов старого полковника Фрилея.
Слайд 19
Мотив смерти
Рэй Брэдбери создал поистине волшебный мир. И
хотя на втором плане повествования в жизнь детей вторгаются
неизбежные смерти пожилых членов семьи, именно магия и чистота души помогут им преодолеть первое горе.
Отношение Тома к смерти отражается в словах: «Смерть ― это восковая кукла в ящике, он видел её в шесть лет: тогда умер его дедушка… И ещё смерть ― это Душегуб, который подкрадывается невидимкой, и прячется за деревьями, и бродит по округе, и выжидает, и раз или два в год приходит сюда, чтобы убить женщину… Это смерть…». Дуглас относился к смерти более эмоционально. Он начинает понимать, что нет ничего вечного, и ему очень сложно признаться, что и он не вечен. Он еле заставил себя написать в дневнике: «Когда-нибудь я, Дуглас Сполдинг, тоже должен умереть…».
Слайд 20
Экранизация повести
Повесть «Вино из одуванчиков» экранизирована в России
в 1997 году одесским режиссером Игорем Апасяном.
В фильме снимались Вера Васильева, Лидия Драновская, Лия Ахеджакова и другие замечательные актёры, а также талантливые ребята, занятые на детских ролях. Фильм снимался на протяжении семи лет. За это время не стало государства, в котором начинались съемки, съемочной группе пришлось столкнуться с серьёзными финансовыми проблемами. Не дождался окончания работы над фильмом умерший в 1994 году Иннокентий Смоктуновский (персонаж полковник Фрилей стал последним в жизни актёра). Фильм получил немало заслуженных наград на фестивалях.
Слайд 21
В чем секрет величия книги?
Что
делает этот роман одним из величайших произведений в истории
современной литературы? Ответ очень прост. Эта книга является тем самым заветным местом, откуда берутся мысли об ответственности, о доброте, любви, взрослении, милосердии и просто о жизни:
Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.
Хорошо при случае послушать тишину, потому что тогда удаётся услышать, как носится в воздухе пыльца полевых цветов.
Никогда не позволяй никому крыть крышу, если это не доставляет ему удовольствия.
Только если лечь и закрыть глаза, чувствуешь, как под твоей постелью вертится земной шар.
Никто никогда не умирает, если у него есть дети и внуки.
Слайд 22
Послесловие
Люди порою забывают, что они живут на свете.
Они медленно идут
к деградации и смерти, вместо того, чтобы, как герои повести, бежать к свету летнего солнца. «Вино из одуванчиков» – сокровище для каждого нового поколения людей. Произведение Брэдбери ошеломляет, завораживает и дарит надежду!