Слайд 2
Вопрос-индуктор
Д. Мамин-Сибиряк:
«А
вот Куприн. Почему он большой
писатель? Да
потому что живой.
Живой он, в каждой мелочи живой»
Куприн – большой ребенок
Дети его любили, он их … обожал.
«Мне всегда было приятно иметь дело
с детьми. Ведь я был и репетитором и
гувернером. Я никогда с ними не ссорюсь»
Слайд 3
«Военная косточка»
Московский
кадетский корпус
Александровское
военное училище
Черты военного:
подтянут
прям
ловок
точен
Служба
в военном полку
(под Подольском)
1894 г. – отставка
Киев
Слайд 4
«Повидал и понюхал жизнь»
Поиски своего места
жизнь - приключение
Десятки профессий:
грузчик
землемер
корректор
псаломщик
суфлер (театр)
зубной врач
циркач
рыбак
Слайд 5
Жизнь - стихия
Безрассудные поступки:
верхом на лошади
поднимается на второй
этаж ресторана позавтракать;
прыгает со второго этажа ради поцелуя одной
взбаломошной дамочки, потом отказывается;
летит на воздущном шаре с Уточкиным;
с борцом Заикиным совершает путешествие
на аэроплане, разбиваются (О, чудо – живы!)
«Самая трудная профессия, выпавшая на мою
долю, заключается в знакомстве с жизнью»
Слайд 6
Начало. Темы и герои
Любимый тип молодого героя
мягкий
интеллигентный
совестливый
безвольный
Творчество
«Молох» 1896
«Дознание» 1896
«Олеся» 1898
Тема прекрасной,
дикой и
величественной
природы
Слайд 7
Самый плодотворный
период творчества
Лучшие рассказы
В цирке
Белый пудель
Лучшие повести
Поединок 1905 г.
Гамбринус 1907 г.
Суламифь 1908 г.
Яма 1900 г.
Гранатовый 1911 г.
браслет
100 лет
«Гранатовый
браслет» -
печальная красота
неразделенной
любви
Слайд 8
Особенный талант
Литературный критик Б.Евсеев:
«Куприн неподражаем. Даже велик.
Велик -
как чистый беллетрист – изобразитель,
а вовсе не
пророк-мыслитель. Он Репин
прозы. Его славяно-тюркский «хищный»
глазомер – не слабей бунинского. А вот
слог доходчивей, теплей, стремительней
В этой тайной доступности – секрет
любви читателя к Куприну»
Слайд 9
Причины эмиграции
1918-1919 - работа в типографии
Горького
«Всемирная литература».
главный редактор газеты, издаваемой штабом
белой армии Юденича
(возмущен жестокостью режима большевиков)
октябрь 1919 – эмиграция – 17 лет
повесть «Жанета»
повесть «Юнкера»
«Юнкера» – это мое завещание молодежи»
Слайд 10
Несладкая жизнь
Куприн о жизни на чужбине:
«Жилось
ужасно, круто, так круто, как никогда.
Я не скажу
никогда, не смею сказать – хуже, чем
в Совдепии, ибо это несравнимо. Там была моя
личность уничтожена, она уничтожена и здесь.
Но там я стоял крепко двумя ногами на моей
земле. Здесь я чужой, из милости, с протянутой
рукой…
И вот уже месяц ни слова по-русски. Ощущение
такое, будто бы у меня рот заплесневел»
Слайд 11
Париж и Москва
Куприн о родине:
«Даже цветы на
родине пахнут по-иному. Их
аромат более сильный, более
приятный, чем
за границей. Говорят, что у нас почва жирнее и
плодороднее. Может быть. Во всяком случае на
родине все лучше!»
«Мне нельзя без России. Я дошел до того,
что не могу спокойно написать письма туда,
ком в горле».
Слайд 12
«Шестое чувство»
«Человек обладает 5-ю чувствами. Но есть
еще
6-ое чувство – родина. Оно необъяснимое.
Особое, тонкое, не всякому
доступное. Любовь
к родине в самой примитивной форме – в образе
ностальгии, болезни, от которой умирают
дикари и чахнут обезьяны. Это хроническая
болезнь: потребность – побывать в городе,
потолкаться, понюхать… Молчаливая, тупая
скорбь…»
«Я готов пойти домой (в Москву) пешком»
Слайд 13
Возвращение.
Красный или белый
май 1937 г. Москва
– возвращение на Родину.
спустя полтора года – смерть
1938 г.
Торжественно внесен в пантеон русской
литературы – а он ни красный, ни белый
ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫЙ
«День человека нашей эпохи – сплошная
судорога. Летят, говорят, любят, думают
как-то мимоходом. Нервы обострились, времени
не хватает. Скорее, еще скорее. И как много
эта жизнь, выиграв в скорости, потеряла в
красоте и невинной радости…»
Слайд 14
Грустный взгляд
в будущее
«Человечество погрузится
в тихий, послушный,
желудочно-половой идиотизм»
(1922 г. «Утро»)
«Люди в наше время разучились любить. Не
вижу настоящей любви. Лет через 30 женщины
займут в мире неслыханную власть, они будут
попирать нас, мужчин, и все оттого, что мы
целыми поколениями не умели благоговеть
перед любовью. Не женщина виновата в том,
что любовь приняла такие пошлые формы.
Виноваты мужчины, с цыплячьими телами и
заячьими душами, неспособные к поступкам».