Слайд 3
Исла́м (араб. إسلام — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам»
переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).
В шариатской терминологии
ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.
Слайд 4
КОРАН ( « чтение вслух»)
Коран - священная книга
мусульман (VII – VIII вв.);
Состоит из 114 глав, именуемых
сурами;
Сунна – сборник изречений пророка Мухаммада и рассказов о его жизни
Слайд 5
Муслим – ( араб.) вручивший себя Богу, приверженец
ислама.
Мусульмане – люди, исповедующие ислам
Слайд 6
Ислам наставляет, что главная добродетель человека
добродетель человека – покорность и непоколебимая вера в аллаха
и его пророка Мухаммеда. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения:
«Величайшее украшение человека – знание»,
«Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика».
Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока.
Слайд 7
Виды искусства прославляли веру в Аллаха:
Литература
Архитектура
Музыка
Орнамент
Каллиграфия
Художественные ремесла
Книжная миниатюра
Слайд 8
Прославлению и утверждению силы человеческой воли,
его разума посвящены произведения известнейших восточных мыслителей и поэтов:
Авиценны, Абулькасима Фирдоуси, Алишера Навои, Саади, Омара Хайяма.
В замечательном произведении восточной литературы поэме «Шахнаме» Фирдоуси называет разум и знание самыми большими богатствами человека:
Тот мощи достигнет, кто знанья достиг;
От знанья душой молодеет старик.
Слайд 9
Достижения:
Появление университетов.
Создание общественных библиотек.
Перевод произведений античных ученых и
философов.
Переработка сказок « Тысяча и одна ночь».
Техника вычислений,
в геометрии и тригонометрии.
Открытия в областях химии, медицины, географии и астрономии.
Слова арабского происхождения: алгебра, алгоритм, цифра, азимут, альманах, зенит…
Слайд 11
Роль мечети в Исламе
Место для совершения коллективной молитвы;
Место
общения;
Место да’вата (призыва к Исламу);
Место проведения собраний и обсуждения
важных вопросов;
Место оказания медицинской помощи;
Место образования
Слайд 15
Купол перед михрабом Соборной мечети в Кордове.
Слайд 19
Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд.
Узбекистан.
Другой тип мечети – медресе
(семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы. Медресе Улугбека – жемчужина архитектуры Средней Азии. Фасад здания украшает грандиозный портал.
Слайд 20
Худжры. Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд. Узбекистан.
Медресе представляет собой прямоугольный двор с двумя ярусами
арок, на которых располагаются кельи семинаристов.
Слайд 21
Мечеть-медресе султана Хасана (1356-1363 гг.), Каир. Египет.
В мечети-медресе султана Хасана находится богато украшенный мавзолей,
где был погребен рано умерший Анук — сын и наследник султана Хасана. Высота купола мечети — 18 м, диаметр — 21 м.. В мавзолее находится самая древняя в Египте кафедра для чтения Корана, изготовленная из ели и инкрустированная эбеновым деревом и слоновой костью. Южный минарет этой мечети самый высокий в Каире, его высота — 81 м.
Слайд 22
С VIII в. минарет становится
характерным символом мусульманской архитектуры. Вначале он выполнял роль сторожевой
или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. Минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Все они отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего архитектурного облика.
Слайд 23
Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни
возвышается минарет аль-Мальвия. Гигантское сооружение достигает 50 м в
высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Устремленный вверх минарет спирально «ввинчивается» в небо. Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.
Минарет аль-Мальвия Большой мечети Мутаваккиля. Середина IX в. Самарра, Ирак.
Слайд 24
Минарет Кутб-Минар — самый высокий в Индии, выше
его только минарет мечети султана Хасана в Каире. Высота
— 72,55 м, диаметр у основания — 15,5 м, диаметр у вершины — 2,44 м. Сложен из красного песчаника, над третьим ярусом полосы из белого мрамора. Заметно отличается от традиционных мусульманских минаретов. Своей характерной, как бы «гофрированной» поверхностью он отдаленно напоминает башню индуистского храма. 24 грани рассекают его по вертикали, причем одни из них прямоугольные, другие — круглые. Балконы на высоте 33, 49, 63, 71 м. Первый этаж башни Виджай Стамбх (Колонна Победы), был возведен в 1191. В 1199 первый этаж якобы был перестроен мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего башня получила название Кутб-Минар. Потомки Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-36 гг., четвертый и пятый возвел император Фирузшах Туглак в 1370. Кутб-Минар был увенчан куполом, который в 1803 обрушился при землетрязении.
Минарет Кутб-Минар. Дели. Индия. 1191-1236 гг.
Слайд 25
Дворец Альгамбра. Южная Испания. Андалусия. XII-XIV вв.
Жемчужиной светской мусульманской архитектуры по праву считается дворец
Альгамбра в Южной Испании. Этот роскошный дворец относится к мавританскому стилю архитектуры (маврами называли арабов, завоевателей Испании).
Слайд 26
Дворец Альгамбра. Южная Испания. Андалусия. XII-XIV вв.
Он расположен на вершине холма, господствующего над
городом, и органично вписан в окружающий ландшафт.
Слайд 27
Дворец Альгамбра. XII-XIV вв.Южная Испания.
Андалусия.
В архитектуру органично включены вода
и зелень. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный - представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово-паркового искусства.
Слайд 28
Миртовй дворик во дворце Альгамбра.
Середину
Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого
поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов.
Слайд 29
Львиный дворик во дворце Альгамбра.
Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - «восьмое
чудо света». Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик.
Слайд 30
Дворец Альгамбра. XII-XIV вв.Южная Испания. Андалусия.
Слайд 31
Мавзолей Тадж-Махал 1630-1652 гг. Агра,
Индия.
Выдающимся памятником исламской архитектуры, восхищавшим многие
поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника.
Слайд 32
Мавзолей Тадж-Махал 1630-1652 гг. Агра,
Индия.
Его арочный портал (айван) высотой в 20 м обрамлен
каллиграфическим орнаментом, инкрустированным черным сланцем по белому мрамору. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченым девятиметровым шпилем.
Слайд 33
Мавзолей Тадж-Махал 1630-1652 гг. Агра,
Индия.
Со всех сторон купол обрамлен четырьмя
башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трехъярусных минарета. Мавзолей служит усыпальницей Шах-Джахана и его любимой жены Мумтаз-Махал.
Слайд 34
Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости
и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация
самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд.
Золотая ширма в мавзолее Тадж-Махал.