Слайд 2
История создания повести
«Хаджи-Мурат» (1896-1904) – одно из последних
крупнейших созданий Толстого, свидетельство неувядаемой силы творческого гения. Повесть
«Хаджи-Мурат», написанная на склоне лет, поражает гармоническим совершенством художественной формы, пластичностью образов, чистотой и прозрачностью языка, глубочайшим знанием жизни. Горький однажды сказал: «Разве можно написать «Хаджи-Мурат» лучше? Нам кажется – нет. Толстому – казалось – можно». Между тем повесть считалась Толстым незаконченной и была опубликована лишь после его смерти.
Слайд 3
Повесть открывается чудесным описанием поля в середине лета,
и вся она овеяна поэзией природы. Толстой поет гимн
силам природы и одновременно прославляет энергию и силу жизни человека. Только люди, живущие вместе с природой, естественные и простые, вызывали у него симпатию – отсюда поэтизация русских мужиков, солдат, горцев. Идеал подлинной жизни – в труде, в общении с природой, в простоте и естественности проявления своих чувств.
Слайд 4
Главные герои повести
Хаджи-Мурат
Хаджи-Мурат выступает в начале движения как
яростный защитник интересов ханов. Впоследствии он сам стремится стать
неограниченным властелином, деспотом. У Шамиля – он наместник Аварии, но этого ему мало. Он бежит от Шамиля, надеясь на то, что Воронцов даст ему войско, он отомстит Шамилю, получит награду от царя и «опять будет управлять не только Аравией, но и всей Чечней, которая покорится ему». Таким образом, Хаджи-Мурат нисколько не заботился об интересах горцев. Он чужд народу. Властолюбие, корысть, слепое чувство мести – вот что во всем руководило Хаджи-Муратом.
Слайд 5
Образ Николая Первого
Толстой создает блестящий по своей обличительной
силе образ Николая Первого. В портретных деталях Толстой характеризует
мертвенность внешнего облика Николая («тусклые» глаза, «безжизненный» взгляд, «холодное, неподвижное» лицо, «отросший» живот, «ожиревшие» щеки) Он развенчивает непомерную гордость, самовлюбленность, высокомерие, безграничное самомнение самодержца, считавшего даже свой плащ «знаменитым». Подлое ханжество царя выразительно охарактеризовано в эпизодах, когда он, помянув бога и заявив, что в России смертной казни нет, назначает студенту-поляку двенадцать тысяч шпицрутенов, хотя самый здоровый человек умирал от пяти тысяч.
Слайд 6
Образ Шамиля
Толстой исторически верно запечатлел черты деспотизма и
в образе Шамиля – оторванного от народа и глубоко
чуждого ему представителя реакционно-националистического движения, который стремился стать при помощи Англии и Турции, самодержцем всего Кавказа. Однажды Толстой в беседе о своей повести сказал: «Меня здесь занимает не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи – Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма – азиатского и европейского».
Слайд 7
Образ М.С. Воронцова
Видные сановники стремились во всем подражать
царю. Наместник Кавказа с неограниченными полномочиями М.С. Воронцов также
«не понимал жизни без власти и покорности». Под показной внешностью «европейски образованного» сановника скрывались эгоистические помыслы честолюбца не менее жестокого, чем Николай, человека, привыкшего жить в атмосфере лжи. Это он, надменный и властолюбивый англоман, в бытность свою новороссийским губернатором жестоко издевался над великим русским поэтом Пушкиным.