Слайд 2
План лекции
Тема 10. Средневековое искусство
Условия формирования искусства эпохи
Средневековья
Дороманское искусство
Романская культура
«Каролингское возрождение»
Готическое искусство
Слайд 3
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В
результате студент должен:
- знать основные этапы истории развития
искусства Византии,
- уметь классифицировать и идентифицировать
принадлежность произведений к различным
видам и формам искусства,
- владеть навыками анализа произведений
искусства того времени.
Слайд 4
Ключевые понятия
Архитектура
Базилика
Готика
Изобразительное искусство
Иконопись
Крестово-купольный тип храма
Купольная композиция
Мозаика
Стили в искусстве
Слайд 5
Этапы истории искусства средневековой Европы
Дороманский (VI-X вв.)
Романский (XI-XII
вв.)
Готический (XIII-XV вв.)
Слайд 6
Условия формирования искусства эпохи Средневековья
Великое переселение народов –
один из источников средневековой культуры.
Падение Западной Римской империи.
Духовные предпосылки
для объединения римлян и варваров.
Интенсивная христианизация Европы в VI-VII вв.
Слайд 7
Дороманское искусство
Для эстетики раннего средневековья характерно
влияние Аврелия Августина (354-430).
Раннехристианское искусство.
Росписи римских катакомб.
Повсеместное строительство
церквей.
Базилика – основа развития церковной архитектуры в Западной Европе.
Нововведение в архитектуре церковного здания.
Слайд 9
Учебный материал
Мозаика купола церкви Св. Аполлинария
Мозаика купола церкви Св. Аполлинария,
фрагмент, VI век,
Равенна (Италия)
Слайд 11
Искусство раннего Средневековья
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще
в искусстве варварских народов.
Таковы гробница Теодориха в Равенне
(526-530), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.).
Слайд 12
Романский стиль
(от лат. romanus — римский) развивался
в западноевропейском — римский) развивался в западноевропейском искусстве X
— римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов).
В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Слайд 14
Романское искусство
Замки всегда строились в таких местах, которые
были удобны для защиты на высоких холмах, откосах рек,
обносились стеной и рвом. Главной заботой были крепость и солидность здания.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.
Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Слайд 15
Рисунок
Учебный материал
Архитектура романского стиля
Замок Сюлли,
строители
неизвестны XIIв., Франция
Замок
Дадли, строители неизвестны
IX-Xвв., Англия
Слайд 16
Романское искусство
Опыт строительства замков был перенесен на монастырские
комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
Значение их
возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
Слайд 17
Изобразительное искусство
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность
чувств, отрешенность от всего земного.
Дух безоговорочно подавлял здесь
телесность.
В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж.
В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись, которая почти не сохранилась.
Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора.
Библейские сюжеты основа романской монументальной живописи.
Слайд 18
Рельеф из церкви Сен Серен
В романской живописи и
скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о
безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд").
Слайд 19
Историческая характеристика стиля готика
Готика – высшая ступень
средневекового искусства и первый в истории общеевропейский художественный стиль
Родина
готического стиля – Франция, его основа – церковное зодчество.
Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.
Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.
Слайд 20
Периоды готического искусства
Готика возникла в процессе развития романской
архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко
и классицизма.
В первый период (XIII в.), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский.
Во второй период (XIV в.) готические сооружения отмечены удивительным благородством и красотою; как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу.
Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore).
Слайд 21
Периоды готического искусства
В XV в. и первой половине
XVI в., готический стиль, мало-помалу, приходит в упадок, делается
вычурным и изысканным.
Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений, или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil).
Слайд 22
Во многом готический собор сохранял традиции романского. Это
естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался
местом богослужений. Но готика была связана с новой конструкционной системой - каменным каркасом, т.е. взаимосвязанными каменными стержнями.
Слайд 25
Собор Парижской Богоматери XII - нач. XIV века.
Слайд 26
Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля,
Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан,
1163 -
нач.XIV века
В готических соборах светло, потому что окна занимают большую часть площади стен.
Свет проникает в соборы через витражи и является символом Божественного света.
Слайд 29
Изобразительное искусство
Скульптура играла огромную роль в
создании образа готического собора.
Во Франции она
оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Создавая импульсивную светотеневую игру, она оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Слайд 30
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в
Магдебурге
Слайд 31
Готическое направление в живописи
Готическое направление в
живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля
в архитектуре и скульптуре.
В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г.
Одним из основных направлений готической живописи стал витраж Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы.
В витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
Слайд 33
Алтарь собора Нотр Дам де Бон Секюр, Монреаль
Слайд 34
Тюдоровский дворец
Тюдоровский дворец на Темзе, Лондон. Королевская
капелла – одно из немногих помещений дворца. Особый интерес
представляют богато декорированная алтарная стена и позднеготический сетчатый свод с обильной позолотой по ребрам свода и пышными рельефными украшениями.
Слайд 35
Вопросы для самопроверки
Назовите основные направления развития дороманского искусства
Расскажите
о монастырском зодчестве и основных школах книжной миниатюры «каролингского
возрождения»
Каковы отличительные особенности романского стиля?
Расскажите о сюжетах скульптурного декора романского храма
Назовите примеры наиболее значительных архитектурных сооружений романского стиля в странах Западной Европы
Назовите особенности архитектуры и скульптурного убранства готических соборов
Слайд 36
Рекомендуемая литература
1. Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного
искусства: в 10 т. - СПб. :
Азбука-классика, 2007. - 912 с.
2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство:
Учебник для вузов - М. : Высш. шк., 2007. - 368с.
3. История изобразительного искусства : пер. с фр. / Под ред. К.
Фронтизи. - М. : БММ АО, 2005. - 516 с.
4. Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей
Отдела классического искусства Запада. / сост. Н. В. Проскурина,
Отв. ред. М. И. Свидерская ; РАН, Гос. ин-т искусствознания. - М. :
КомКнига, 2007. - 424 с.
5. Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: Система
художественных видов - Федерал. агентство по культуре и
кинематографии, Гос. ин-т искусствознания. - М. : Индрик, 2007. –
256 с.