Слайд 3
ВАСИЛИЙ ШУКШИН РОДИЛСЯ В СЕЛЕ СРОСТКИ БИЙСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ В КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬЕ. ЕГО РОДИТЕЛИ БЫЛИ УРОЖЕНЦАМИ
ТОЙ ЖЕ МЕСТНОСТИ И ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ СЧИТАЛИСЬ КРЕСТЬЯНАМИ-ЕДИНОЛИЧНИКАМИ, ИЛИ СЕРЕДНЯКАМИ. КОГДА В 1930 ГОДУ НАЧАЛАСЬ СПЛОШНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ИХ ЗАСТАВИЛИ ВСТУПИТЬ В КОЛХОЗ. ГЛАВА СЕМЬИ - МАКАР ЛЕОНТЬЕВИЧ ШУКШИН - СТАЛ РАБОТАТЬ МЕХАНИЗАТОРОМ НА МОЛОТИЛКАХ, В ДЕРЕВНЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ЗАСЛУЖЕННЫМ УВАЖЕНИЕМ. ОДНАКО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТО НЕ СПАСЛО ЕГО ОТ РЕПРЕССИЙ: В 1933 ГОДУ МАКАРА ЛЕОНТЬЕВИЧА АРЕСТОВАЛИ.
В 22 ГОДА МАТЬ, МАРИЯ СЕРГЕЕВНА, ОСТАЛАСЬ БЕЗ КОРМИЛЬЦА С ДВУМЯ МАЛОЛЕТКАМИ НА РУКАХ. ГЛУХОЕ ОТЧАЯНИЕ НАВОДИЛО НА СТРАШНЫЕ МЫСЛИ: ОТРАВИТЬ СЕБЯ И ДЕТЕЙ.
Слайд 6
Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить,
если не ради себя, то хотя бы ради детей.
И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина. Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. "Второй отец" Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.
Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме.
Слайд 7
В ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ, ОКОНЧИВ СЕМЬ КЛАССОВ, ШУКШИН УЕХАЛ
ИЗ СРОСТОК: ХОТЕЛ "ВЫЙТИ В ЛЮДИ". С 1945 ПО
1947 ГОДЫ ОН УЧИЛСЯ В БИЙСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМ ТЕХНИКУМЕ (35 КМ ОТ СРОСТОК), НО ЗАКОНЧИТЬ ЕГО ОН ТАК И НЕ СУМЕЛ - ЧТОБЫ ПРОКОРМИТЬ СЕМЬЮ, ПРИШЛОСЬ УЧЕБУ БРОСИТЬ И УСТРАИВАТЬСЯ НА РАБОТУ.
ПЕРВЫМ МЕСТОМ РАБОТЫ ШУКШИНА СТАЛ ТРЕСТ "СОЮЗПРОММЕХАНИЗАЦИЯ", КОТОРЫЙ ОТНОСИЛСЯ К МОСКОВСКОЙ КОНТОРЕ. УСТРОИВШИСЬ ТУДА В 1947 ГОДУ В КАЧЕСТВЕ СЛЕСАРЯ-ТАКЕЛАЖНИКА, ШУКШИН ВСКОРЕ БЫЛ НАПРАВЛЕН СНАЧАЛА НА ТУРБИННЫЙ ЗАВОД В КАЛУГУ, ЗАТЕМ - НА ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД ВО ВЛАДИМИР.
В АПРЕЛЕ 1949 ГОДА ПОСЛЕДОВАЛА НОВАЯ СМЕНА РАБОЧЕГО МЕСТА - НА ЭТОТ РАЗ ЕГО ОТПРАВИЛИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ НА СТАНЦИЮ ЩЕРБИНКА МОСКОВСКО-КУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. ТАМ ОН ПРОРАБОТАЛ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПОПАЛ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА НА СТАНЦИИ ГОЛИЦЫНЕ. ИМЕННО ТАМ (В ОКТЯБРЕ) ЕГО И ЗАСТАЛА ПОВЕСТКА ИЗ ВОЕНКОМАТА О ПРИЗЫВЕ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ.
Слайд 8
ОКОНЧИВ УЧЕБКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РАДИСТА, ШУКШИН В 1950
ГОДУ ПОПАЛ В ОДНУ ИЗ ЧАСТЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ДИСЛОЦИРОВАННУЮ
В СЕВАСТОПОЛЕ. ОДНАКО ПРОСЛУЖИТЬ "ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА" ШУКШИНУ НЕ УДАЛОСЬ - В 1953 ГОДУ У НЕГО ОБНАРУЖИЛАСЬ ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА. ВСКОРЕ МЕДИЦИНСКАЯ КОМИССИЯ ГЛАВНОГО ВОЕННОГО ГОСПИТАЛЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА КОМИССОВАЛА ШУКШИНА.
Слайд 9
В 1953 ГОДУ ШУКШИН ВЕРНУЛСЯВ РОДНЫЕ СРОСТКИ, А
В 1955 ГОДУ ЕДЕТ ПОКОРЯТЬ МОСКВУ
Слайд 10
ПРИДЯ НА СЦЕНАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ВГИКА, ШУКШИН ПРЕДСТАВИЛ НА
СУД ЭКЗАМЕНАТОРОВ СВОИ РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ЗАПИСАНЫ В ТОЛСТУЮ
АМБАРНУЮ ТЕТРАДЬ. ТАК КАК ПОЧЕРК У ШУКШИНА БЫЛ ОЧЕНЬ МЕЛКИЙ, А ТЕТРАДЬ БЫЛА ОЧЕНЬ ТОЛСТАЯ, ДЕВУШКИ В ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ЧИТАТЬ НАПИСАННОЕ ПОЛЕНИЛИСЬ, РЕШИВ ПРО СЕБЯ, ЧТО ЭТОТ АБИТУРИЕНТ ТИПИЧНЫЙ ГРАФОМАН. ОДНАКО, ЧТОБЫ НЕ ОБИЖАТЬ ЕГО, РЕШИЛИ ПОСОВЕТОВАТЬ: "У ВАС ФАКТУРНАЯ ВНЕШНОСТЬ, ИДИТЕ НА АКТЕРСКИЙ".
Слайд 11
ВГИКОВСКИЕ ПЕДАГОГИ БОЯЛИСЬ ЕГО БРАТЬ. ОН БЫЛ ПРАВДОЛЮБЕЦ,
СОВЕРШЕННО НЕ ПОНИМАЛ, ЧТО МОЖНО ГОВОРИТЬ, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ. ПЕДАГОГИ
ОПАСАЛИСЬ, ЧТО ОН ВСЕХ ПЕРЕБАЛАМУТИТ И ИХ ИЗ-ЗА НЕГО ВЫГОНЯТ С РАБОТЫ. НО В НЕГО ПОВЕРИЛ МИХАИЛ РОММ...
Слайд 12
ПАРАЛЛЕЛЬНО С УСПЕХАМИ В КИНО ДОВОЛЬНО УСПЕШНО СКЛАДЫВАЛАСЬ
И ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА ШУКШИНА. С ТРЕТЬЕГО КУРСА, ПО СОВЕТУ
РОММА, ОН СТАЛ РАССЫЛАТЬ СВОИ РАССКАЗЫ ПО ВСЕМ СТОЛИЧНЫМ РЕДАКЦИЯМ В НАДЕЖДЕ, ЧТО КАКАЯ-НИБУДЬ ИЗ НИХ ОБРАТИТ ВНИМАНИЕ НА ЕГО ТРУДЫ. И ОН НЕ ОШИБСЯ. В 1958 ГОДУ В ЖУРНАЛЕ "СМЕНА" БЫЛ ОПУБЛИКОВАН ЕГО РАССКАЗ "ДВОЕ НА ТЕЛЕГЕ".
Слайд 13
ЛИТЕРАТУРНУЮ РАБОТУ НАЧАЛ В 1956 ГОДУ ПУБЛИКАЦИЕЙ РАССКАЗОВ,
КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ПЕРВЫЙ СБОРНИК "СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ" (1963). ШУКШИН НАПИСАЛ
ОКОЛО СОТНИ РАССКАЗОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СБОРНИКАХ "ТАМ, ВДАЛИ" (1968), "ЗЕМЛЯКИ" (1970), "ХАРАКТЕРЫ" (1973), "БЕСЕДЫ ПРИ ЯСНОЙ ЛУНЕ" (1974); КИНОПОВЕСТИ "КАЛИНА КРАСНАЯ" (1973) И "ПОЗОВИ МЕНЯ ВДАЛЬ СВЕТЛУЮ" (1975); ПОВЕСТИ-СКАЗКИ "ТОЧКА ЗРЕНИЯ" (1974) И "ДО ТРЕТЬИХ ПЕТУХОВ" (1975); САТИРИЧЕСКУЮ ПОВЕСТЬ "ЭНЕРГИЧНЫЕ ЛЮДИ" (1974), ДВА ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНА "ЛЮБАВИНЫ" (1965) И "Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ" (1971), А ТАКЖЕ КИНОСЦЕНАРИИ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Слайд 14
НО УЖЕ В НАЧАЛЕ 60-Х ОДНО ЗА ДРУГИМ
СТАЛИ ВЫХОДИТЬ В СВЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШУКШИНА
Слайд 15
ВАСИЛИЙ ШУКШИН С ДОЧЕРЬМИ МАШЕЙ И ОЛЕЙ
Слайд 16
В 1960 ГОДУ ВАСИЛИЙ ШУКШИН ОКОНЧИЛ ВГИК. "ДВА
ФЕДОРА" "ЗОЛОТОЙ ЭШЕЛОН" (1959), "ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ" (1960), "КОГДА ДЕРЕВЬЯ
БЫЛИ БОЛЬШИМИ", "АЛЕНКА", "МИШКА, СЕРЕГА И Я" (ВСЕ-1962), "МЫ, ДВОЕ МУЖЧИН" (1963) "ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ". И ДР.
Слайд 17
ВАСИЛИЙ ШУКШИН НАЧИНАЛ С РАССКАЗОВ О ЗЕМЛЯКАХ, БЕСХИТРОСТНЫХ
И БЕЗЫСКУССТВЕННЫХ. НО УЖЕ В САМОМ НАЧАЛЕ ТВОРЧЕСТВА СУМЕЛ
В ЧАСТНОМ УВИДЕТЬ ОБЩЕЕ. ОБРАТИВШИСЬ К ЗНАКОМОМУ, ОБЫДЕННОМУ, ОН НАШЕЛ ТАМ НЕИЗВЕСТНОЕ. ОН РАСШИРИЛ СФЕРУ ИЗОБРАЖАЕМОГО В ИСКУССТВЕ. СБОРНИК "СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ" - НАЧАЛО. НАЧАЛО НЕ ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ, НО И БОЛЬШОЙ ТЕМЫ - ЛЮБВИ К ДЕРЕВНЕ. ДЛЯ ШУКШИНА ДЕРЕВНЯ - НЕ СТОЛЬКО ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ, СКОЛЬКО СОЦИАЛЬНОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ, ГДЕ СХОДИТСЯ ВЕСЬ СЛОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Слайд 18
В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ДЕРЕВНЕ У АВТОРА ЕСТЬ ОДИН
ОСОБЫЙ АСПЕКТ - ПРОБЛЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ОН МНОГО И
УПОРНО ДУМАЕТ О ТОМ, ПОЧЕМУ ДЕРЕВНЯ НЕ ВСЕГДА ПОЛУЧАЕТ НАСТОЯЩУЮ КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО, ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ ТЕХ, КТО СОЗДАЕТ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ "ВАРИАНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СЕЛА":
Слайд 19
ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШУКШИНА ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ВНЕШНИЕ
СОБЫТИЯ. СЮЖЕТ У НЕГО ТОЛЬКО ПОВОД, ЧТОБЫ НАЧАТЬ РАЗГОВОР.
ПОТОМ ПОВОД "ИСЧЕЗАЕТ", И "НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ ДУША, МУДРОСТЬ", УМ, ЧУВСТВО... ВСЕ ЧАЩЕ ГЕРОИ ШУКШИНА ЗАДУМЫВАЮТСЯ НАД ОСНОВАМИ БЫТИЯ, ВСЕ ЧАЩЕ ОБРАЩАЮТСЯ К ТАК НАЗЫВАЕМЫМ "ВЕЧНЫМ ВОПРОСАМ".
Слайд 20
ЗАСТАВЛЯЯ СВОЕГО ГЕРОЯ ВЗГЛЯНУТЬ НА СЕБЯ, НА СОБСТВЕННУЮ
ЖИЗНЬ, ЕЕ НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ШУКШИН ЧАСТО ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕРЕТ
ЧЕЛОВЕКА В МОМЕНТ ДУШЕВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СДВИГА, НАДЛОМА, КОГДА ЕМУ КАЖЕТСЯ, ЧТО СИЛЫ И ЖИЗНЬ БЫЛИ ИМ РАСТРАЧЕНЫ НАПРАСНО. ПИСАТЕЛЬ ОТМЕЧАЕТ: "ПО-РАЗНОМУ ГИБНЕТ ДУША; У ИНОГО ОНА ПОГИБЛА, А ОН ЭТОГО И НЕ ЗАМЕТИЛ". ТЕМА ЭТА, КОГДА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РАСХОДУЕТСЯ БЕЗДАРНО, ПО СОБСТВЕННОМУ ПРИЗНАНИЮ ШУКШИНА, ВОЛНУЕТ ЕГО НЕОБЫЧАЙНО.
Слайд 21
ОГРОМНОЕ МЕСТО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПИСАТЕЛЯ ЗАНИМАЕТ ИДЕЯ
ПРАЗДНИКА ДУШИ. ПРАЗДНИК ДУШИ, ПО ШУКШИНУ, - ЭТО КАКОЕ-ТО
СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТЛОМУ ЕДИНЕНИЮ ЛЮДЕЙ, КОГДА ВОЛЬНО И ВЕСЕЛО ВСЕМ.
СРЕДИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ОСОБЕННО ВАЖНА ДЛЯ ШУКШИНА ДОБРОТА. ОН ВИДЕЛ В СПОСОБНОСТИ ЧИСТОГО СЕРДЦА К ДОБРУ САМОЕ ДОРОГОЕ БОГАТСТВО: "ЕСЛИ МЫ В ЧЕМ-НИБУДЬ СИЛЬНЫ И ПО-НАСТОЯЩЕМУ УМНЫ, ТАК ЭТО В ДОБРОМ ПОСТУПКЕ".
В МИРЕ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШУКШИНА ЖАЛОСТЬ ВСЕГДА СТОИТ РЯДОМ С ДОБРОМ. "ЗРЯ ВСЕ-ТАКИ ВОСКЛИКНУЛИ: "НЕ ЖАЛЕТЬ НАДО ЧЕЛОВЕКА!.." ЭТО ТОЖЕ ОТ НЕЛОВКОЙ, ВЕСЬМА ГОРДЕЛИВОЙ ПОЗЫ. УВАЖАТЬ - ДА. ТОЛЬКО ВЕДЬ УВАЖЕНИЕ - ЭТО ДЕЛО НАЖИВНОЕ, ПРИХОДИТ С КУЛЬТУРОЙ. ЖАЛОСТЬ - ЭТО ВЫШЕ НАС, МУДРЕЕ НАШИХ БИБЛИОТЕК..."
Слайд 22
"РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРАВДОЙ" - ЕЩЕ ОДИН ОГРОМНОЙ
ВАЖНОСТИ ПРИНЦИП ПИСАТЕЛЯ. О НЕЙ, О ПРАВДЕ, ОН ПОСТОЯННО
БЕСПОКОИЛСЯ, БЕЗ НЕЕ НЕ МЫСЛИЛ ИСКУССТВА, ДА И СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТОЖЕ. ДЛЯ ШУКШИНА-ХУДОЖНИКА НЕТ "ПЛОХОГО ФИЛЬМА", "СЛАБОГО РОМАНА", А ЕСТЬ "ЛЖИВЫЙ ФИЛЬМ", "ЛЖИВЫЙ РОМАН", И ИМЕННО ЭТО КАЧЕСТВО - ЛОЖЬ - И СОСТАВЛЯЕТ В НИХ ПОШЛОСТЬ И СЛАБОСТЬ.
ПОНЯТИЕ ПРАВДЫ ОХВАТЫВАЕТ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ В ИСКУССТВЕ. ЭТО И УВЕРЕННОСТЬ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЗНАЧИТ, ЕСТЬ ПРАВДА О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭТО И УБЕЖДЕННОСТЬ: "СТЫДНО, НАПРИМЕР, "ВЫДЕЛЫВАТЬ НОГАМИ КРЕНДЕЛЯ", КОГДА НАРОДУ ПЛОХО".
Слайд 23
"КАЛИНА КРАСНАЯ". РАБОТА НАД НЕЙ НАЧАЛАСЬ ВЕСНОЙ 1973
ГОДА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОД БЕЛОЗЕРСКОМ. КАК И В
"ПЕЧКАХ-ЛАВОЧКАХ", ШУКШИН В ЭТОЙ КАРТИНЕ ВЫСТУПИЛ В ТРЕХ ИПОСТАСЯХ: РЕЖИССЕР, СЦЕНАРИСТ И ИСПОЛНИТЕЛЬ ГЛАВНОЙ РОЛИ.
Слайд 24
НА VII ВСЕСОЮЗНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ В БАКУ В АПРЕЛЕ
1974 ГОДА "КАЛИНА КРАСНАЯ" БЫЛА НАГРАЖДЕНА ГЛАВНЫМ ПРИЗОМ -
ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ В ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФОРУМОВ. ПРИЧЕМ ЖЮРИ СПЕЦИАЛЬНО ОГОВОРИЛО СВОЕ РЕШЕНИЕ: "ОТМЕЧАЯ САМОБЫТНЫЙ, ЯРКИЙ ТАЛАНТ ПИСАТЕЛЯ, РЕЖИССЕРА И АКТЕРА ВАСИЛИЯ ШУКШИНА, ГЛАВНАЯ ПРЕМИЯ ФЕСТИВАЛЯ ПРИСУЖДЕНА ФИЛЬМУ КИНОСТУДИИ "МОСФИЛЬМ" "КАЛИНА КРАСНАЯ".
КРОМЕ ЭТОЙ НАГРАДЫ, ФИЛЬМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОБЕРЕТ И ЦЕЛЫЙ БУКЕТ ДРУГИХ: ПРИЗ ПОЛЬСКИХ КРИТИКОВ "ВАРШАВСКАЯ СИРЕНА-73", ПРИЗ ФЕСТИВАЛЯ В ЗАПАДНОМ БЕРЛИНЕ И ПРИЗ ФЕСТ-75 В ЮГОСЛАВИИ. А САМОМУ АКТЕРУ ПО ОПРОСУ ЖУРНАЛА "СОВЕТСКИЙ ЭКРАН" ЭТА КАРТИНА ПРИНЕСЛА ЗВАНИЕ ЛУЧШЕГО АКТЕРА 1974 ГОДА.
Слайд 25
В 1969 ГОДУ В. ШУКШИНУ БЫЛО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ
ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР.
Слайд 26
КИНО - "ИСКУССТВО БЫСТРОТЕЧНОЕ, А ЛИТЕРАТУРА - ВЕЧНОЕ".
ПРОХОДЯТ ГОДЫ, ОДНИ ФИЛЬМЫ ПРИХОДЯТ НА СМЕНУ ДРУГИМ, А
НАСТОЯЩАЯ ПРОЗА "КРЕПКО СТОИТ И ДОЛГО ЖИВЕТ", ОНА "ОСТАЕТСЯ ЖИТЬ ВО ВРЕМЕНИ, В ДУШАХ ЛЮДЕЙ".
Слайд 27
ШУКШИН СУМЕЛ ЗАДЕТЬ ЗА ЖИВОЕ, ПРОБИТЬСЯ В НАШИ
ДУШИ И ЗАСТАВИТЬ НАС ПОТРЯСЕНИЕ СПРОСИТЬ: "ЧТО С НАМИ
ПРОИСХОДИТ?" НЕ ЩАДИЛ СЕБЯ, ТОРОПИЛСЯ, ЧТОБЫ УСПЕТЬ СКАЗАТЬ ПРАВДУ И ЭТОЙ ПРАВДОЙ ОБЪЕДИНИТЬ, СБЛИЗИТЬ ЛЮДЕЙ. ОН БЫЛ ОДЕРЖИМ ИДЕЕЙ, КОТОРУЮ ХОТЕЛ ДОДУМАТЬ ВСЛУХ. И БЫТЬ ПОНЯТЫМ. ВСЕ УСИЛИЯ ШУКШИНА-ХУДОЖНИКА БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ К ЭТОМУ. ОН СЧИТАЛ: "ИСКУССТВО - ТАК СКАЗАТЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОНЯЛИ. МОЛЧА ПОНЯЛИ И МОЛЧА ЖЕ СКАЗАЛИ "СПАСИБО".
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ОН ПРИШЕЛ К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ УБЕЖДЕНИЮ: "... СУТЬ ДЕЛА И ПРАВДА ЖИЗНИ ТАКОВЫ, ЧТО КНИГА РАБОТАЕТ МЕДЛЕННО, НО ГЛУБОКО И ДОЛГО".