Слайд 2
Платон (427-347 гг. до н. э.) - великий
древнегреческий философ, автор трудов «Государство», «Политика», «Законы». Политические взгляды
Платона и Аристотеля формировались в русле философско-религиозной парадигмы. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы были признаны служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Место и роль государства необычайно возвеличивалась. оно выступало как творение природы, как реализация естественной потребности человека – существа общественного, «политического животного» по мнению Аристотеля - в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания заключалась в нахождении наилучшей формы такого общения, оптимального государственного устройства. Для Платона идеальной формой выступала аристократия, как правление нескольких мудрейших и старейших философов.
Слайд 4
Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)
– знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. Вслед
за Платоном и Аристотелем он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой выступает закон. Различая по числу правящих три формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа, Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и пригодна такая смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них: благоволение, мудрость и свобода. Только это способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан. Итак, в древности развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели и задачи государства, поиск основ наилучшего правления, оказав большое влияние на последующее развития политической мысли.
Слайд 5
Средневековая христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества,
стержнем единой христианской культуры.
«Нет власти не от Бога,
существующие же власти от Бога установлены»
Одной из центральных проблем политико-юридического знания в Средние века оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
Слайд 6
Фома Аквинский(родился в 1225 г.- умер недалеко от
Неаполя — 7 марта 1274г., монастырь Фоссануова)
Государство возникает
по естественной причине
Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом.
Монархию оценивал как лучшую форму правления
Разработал особую теорию закона
Слайд 7
Абу Насыр аль-Фараби (870—950 гг.)
«Трактат о взглядах жителей
добродетельного города»
Во главе добродетельных городов находятся правители-философы.
В добродетельных городах
стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло.
Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города.
Слайд 8
Никколо Макиавелли (1469–1527)
«Государь» , «История Флоренции»
«Разумный
правитель не может и не должен оставаться верным своему
обещанию, если это вредит его интересам ...»
Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско».
Слайд 9
Томас Мор (1478–1535)
«Утопия»
«Где только есть частная
собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение
государственных дел».
В противовес реальному обществу он рисует воображаемую страну (Утопию) которая сумела избавиться от частной собственности.
Слайд 10
Томас Гоббс (1588–1679)
«Человек человеку– волк»
Абсолютная власть государства
– гарант мира и реализации естественных законов.
Суверен обладает
верховной властью, а всякий другой является его подданным.
Слайд 11
Джон Локк (1632–1704)
«Два трактата о государственном правлении»
В целях
надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности
и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
Различал три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную.
Слайд 12
Иммануил Кант (1724–1804)
«Метафизические начала учения о праве»
«Категорический
императив» - «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла
быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства».
Многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право
Слайд 13
Карл Маркс (1818–1883)
«Манифест Коммунистической партии»
«Способ производства
материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни
вообще».
Прогнозировал полное отмирание государства на этапе высшего коммунизма.
Слайд 14
Вильфредо Парето (1848–1923)
«Трактат по общей социологии»
В
обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «правящей элиты»
«История обществ есть большей частью история преемственности аристократий».
Слайд 15
Основные политические идеи XX в
Морис Дюверже -
технократии
Роберт Даль - полиархия
Дэвид Истон -
теория систем
Габриэль Алмонд - теории политической системы и политической культуры
Сэмюел Филлипс Ха́нтингтон - концепция «столкновения цивилизаций»
Слайд 16
Морис Дюверже
на Западе возникает новая форма политической
организации общества и государства, которая включает в себя технократические
элементы – то есть либеральную плюралистическую идеологию и новую олигархию в лице капиталистов, техноструктуры корпораций и правительственных учреждений
Слайд 17
Роберт Даль
Политический процесс в современных обществах - взаимодействие
соперничающих групп, в котором ни одна из них не
верховенствует абсолютно. Эта модель власти – полиархия.