Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Преподобная Евфросиния Полоцкая (Княжна Предслава)

Первым великим сеятелем духовных зерен, т. е. духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на наших землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре
ПреподобнаяЕвфросинияПолоцкая(Княжна Предслава) Первым великим сеятелем духовных зерен, Будущая просветительница и святая родилась в год смерти Были, конечно, книги и у полоцких князей. Ещё Родители Предcлавы были по тому времени Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась Но в послушании у тётки она пробыла недолго. Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на Для её строительства был приглашён известный полоцкий мастер Иоанн, Строительство церкви заняло ровно тридцать недель. Здание церкви, Прподобной Евфросинией был основан Спасо-Преображенский женский монастырь, позже известный как Спасо-Евфросиньевский. Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии И ещё одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую Она скончалась 23 мая 1173 года в келье Несколько веков спустя святые мощи преподобной были перенесены из Еще при жизни молитвами Евфросинии Полоцкой свершались чудеса.
Слайды презентации

Слайд 2

Первым

Первым великим сеятелем духовных зерен, т. е.

великим сеятелем духовных зерен, т. е. духовной культуры, христианского

вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на наших землях, была княжна Предслава из славного города Полоцка, которая на заре писаной истории в XII веке в полную меру оценила выдающуюся роль просвещения в жизни народа и отдала этому делу все свои выдающиеся способности и силы без остатка.

Слайд 3
Будущая просветительница и святая

Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего

родилась в год смерти своего прославленного деда в семье

одного из младших его сыновей Григория Всеславовича и сестры византийского императора Мануила Комнина и была названа распространённым славянским именем Предслава. Богатства князей стали определяться не только золотом, но и наличием в княжеских ризницах книг.

Слайд 4 Были, конечно, книги и

Были, конечно, книги и у полоцких князей. Ещё князь

у полоцких князей. Ещё князь Изяслав, прапрадед Предславы, по

словам летописца, «прилежаша прочитанию» книг. Любовь князя-книжника к чтению передалась и Предславе. «И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке...» – говорит о будущей святой «Житие».

Слайд 5
Родители Предcлавы

Родители Предcлавы были по тому времени передовыми, образованными

были по тому времени передовыми, образованными людьми. Ее отец

некоторое время жил в Византии, где познакомился с достижениями византийской культуры. Мать
также была высокообразованным человеком.


Слайд 6 Вскоре слава о мудрой, красивой

Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась

и образованной княжне разнеслась «по всем градам» княжества, побуждая

многих княжичей искать её руки. Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать её замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала её тётка Романа, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии.

Слайд 7 Но в послушании у

Но в послушании у тётки она пробыла недолго. Спросив

тётки она пробыла недолго. Спросив разрешения епископа, Евфросиния перебралась

в церковь Святой Софии, которая, будучи главной церковью княжества, имела библиотеку. В результате подвижнической деятельности просветительницы полоцкая София на протяжении нескольких многих веков была важным центром духовной культуры. Поселившись там в келье-голубце над хорами, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову – списыванию книг.

Слайд 8 Но затворническая деятельность не приносила

Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения.

Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда полоцкий епископ Илья

предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его. Небольшая деревянная церковь на погосте, куда пришла Евфросиния с единственной черницей, связками книг и тремя монастырскими хлебами, и стала тем местом, где она основала женский монастырь.






Место первой церкви

Слайд 9 Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь

Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на

к иночеству, несмотря на сопротивление родителей, свою сестру и

двух племянниц. Пришла в монастырь и её двоюродная сестра Звенислава. Причём она принесла в дар Святому Спасу «всю свою утварь золотую и ризы многоценны» – девичье приданое, которое, возможно, и стало начальным капиталом для возведения новой церкви.

Слайд 10 Для её строительства был приглашён

Для её строительства был приглашён известный полоцкий мастер Иоанн,

известный полоцкий мастер Иоанн, поставивший до этого две церкви

в Бельчицах. Но именно церковь Спаса в Сельцах стала лучшим творением мастера, шедевром полоцкой школы зодчества.

Слайд 11 Строительство церкви заняло ровно

Строительство церкви заняло ровно тридцать недель. Здание церкви, которое

тридцать недель. Здание церкви, которое сохранилось до наших дней,

поражает своими пропорциями, изяществом и красотой.

Слайд 12 Прподобной Евфросинией был основан Спасо-Преображенский женский

Прподобной Евфросинией был основан Спасо-Преображенский женский монастырь, позже известный как Спасо-Евфросиньевский.

монастырь, позже известный как Спасо-Евфросиньевский.


Слайд 13 Именно представители полоцкого княжеского рода

Именно представители полоцкого княжеского рода и составили первый в

и составили первый в истории кружок женщин-просветительниц, местопребыванием которого

стал Спасо-Евфросиньевский монастырь в 1,5 верстах от Полоцка.

Слайд 14 Меж тем распавшемуся на уделы

Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были

Полоцкому княжеству нужны были объединяющие духовные символы, общенародные святыни,

подобно воинским хоругвям на бранном поле, призывающие к сплочению. Наверное, об этом думала Евфросиния Полоцкая, заказывая местному мастеру-ювелиру Лазарю Богше в 1161 году большой напрестольный крест.

Слайд 15 Для его создания из Византии

Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии

были доставлены святые реликвии – частицы мощей греческих святых.

Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное – был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства.

Слайд 16 И ещё одной славной

И ещё одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой

святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой родной город. Для мужского

монастыря она выпросила у византийского императора и константинопольского патриарха одну из трёх икон Богородицы Эфесской, приписываемых евангелисту Луке. Сейчас эта икона после долгих скитаний и смены названий находится в одном из выставочных залов Русского музея в Петербурге





Корсуньская Богоматерь
«Умиление» 453 г.

Слайд 17 Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой

Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую

было паломничество в Святую землю, которое она предприняла в

уже преклонном возрасте вместе с братом и сестрой. Она хотела умереть в Иерусалиме и заранее простилась с оплакивавшими её полочанами. Три дня молилась она у Гроба Господня, где оставила золотое кадило и другие дорогие дары. Ей хотелось ещё дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило.

Слайд 18
Она скончалась 23 мая

Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского

1173 года в келье русского Богородицкого монастыря на Святой

земле. Впоследствии, в 1187 году, в связи с угрозой штурма Иерусалима воинами ислама её мощи были перенесены в Феодосиеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Русская православная церковь канонизировала Евфросинию Полоцкую в 1547 году.

Слайд 19 Несколько веков спустя святые мощи

Несколько веков спустя святые мощи преподобной были перенесены из

преподобной были перенесены из Дальних пещер КиевоПечерской лавры в

Спасо-Евфросиньевский монастырь по Высочайшему соизволению императора Николая II (память царственных мучеников 4 июля). Торжество перенесения мощей, с остановками в городах и селах, длилось месяц, с 22 апр. по 22 мая 1910 г. Часть пути, от Орши до Полоцка, мощи чтимой святой несли богомольны на руках.

  • Имя файла: prepodobnaya-evfrosiniya-polotskaya-knyazhna-predslava.pptx
  • Количество просмотров: 132
  • Количество скачиваний: 0