Слайд 2
Цели и задачи лекции
Цель лекции – сформировать у
студентов следующие умения:
Определение религиозных течений
Владение религиозной терминологией
Задачи лекции –
ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями тибетского ламаизма, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Слайд 3
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения
данной темы
Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в
Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе.
Адекватное восприятие представителей других культур и традиций.
Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Слайд 4
Содержание
Ключевые понятия
Учебный материал
Рекомендуемая литература
Слайд 5
Ключевые понятия
Тибетский ламаизм — региональное направление в буддизме, характерное
для Тибета и прилегающих областей Гималаев.
Тибет (кит. 西藏, Сицзан,
тиб. བོད་, Вайли: bod, произношение (лхасский диалект): бё) — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо. Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народ.
Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны.
.
Слайд 6
Учебный материал
Сложился в XV в. путем сложения местных
обычаев и буддизма.
Сильное влияние оказывают монастыри – в них
сосредоточена вся духовная и светская власть, поскольку при монгольских правителях Китая сумели договориться о фактической автономии Тибета.
Крупные монастыри основаны богатыми семьями и поддерживаются ими.
Слайд 8
Основные положения ламаизма
4 благородные истины Будды верны.
Реальность –
это иллюзия, что нужно понять через интуицию.
Учение Будды нельзя
принимать на веру, его надо осознать.
Познание должно быть соединено с образом жизни.
Слайд 9
Восприятие мира
Всё связано со всем, ничто не имеет
постоянного существования.
Всё существующее есть причина и следствие страдания и
неразрывно связано с ним.
Все вещи и идеи на самом деле лишены существования, взаимно связаны друг с другом и в результате пусты.
Состояние за пределами иллюзорного мира – нирвана.
Слайд 10
Способы достижения нирваны
Есть 2 способа:
1. Существует группа текстов,
известных как «Праджняпарамита», или «Сутры совершенства мудрости», и самой
известной из этого цикла является «Сутра сердца», описывающая взаимоотношения между пустотой и всем, что существует в нашем мире. Эта сутра утверждает, что форма есть пустота, а пустота есть форма. Все, что мы видим и ощущаем в мире, не имеет под собой устойчивой основы, хотя в момент восприятия и кажется нам существующим. Когда мы признаем абсолютную пустоту и постигаем временную природу нашего бытия, мы осознаем буддийскую логику освобождения.
Слайд 11
2) Тантрическая практика – трансформация эмоций путем использования
их энергии. Тантры разделены на классы и подклассы. В
разных школах они различаются.
Практика чувствования идам (божество данной тантры).
Слайд 12
«Шесть принципов» Наролы
Туммо – повышение температуры тела.
Иллюзорное тело.
Практика
контроля над сном.
Практика Ясного Света.
Пова – выход сознания из
тела.
Бардо – промежуточное существование.
Слайд 14
Рекомендуемая литература
Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада:
познание запредельного [Текст] / Е. А. Торчинов. - СПб.
: Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, 2005. - 480 с.
Туччи Дж. Религии Тибета/Дж.Туччи. – СПб.: Свет-ПРЕСС, 2005. – 279 с.