Слайд 2
План:
Понятие цивилизация.
Основные классификации цивилизаций.
Основные теории развития цивилизации.
Слайд 3
Проблема:
Влияют ли различные цивилизации друг на
друга? Если «да», то ткаким образом?
Слайд 4
1. Понятие цивилизация.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1)
общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность
и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
Слайд 5
Задание:
Найдите в тексте параграфа 4 факторы, определяющие сущность
цивилизации. Стр 34.
В ходе лекции запишите в тетрадь основные
классификации цивилизаций.
Слайд 6
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот
ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию
в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием
общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.
Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века
Слайд 7
В XIX веке европейские историки, получив первые сведения
о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами,
находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях.
Слайд 8
В целом во второй половине XVIII — начале
XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизации»:
1) унитарный (человечества как единого целого); цивилизация как идеал прогрессивного развития
2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).
Слайд 9
Стадиальная теория.
Была представлена в работах
Льюиса Моргана («Древнее
общество»; 1877)
и Фридриха Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности
и государства»; 1884).
Слайд 10
Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение
социума из природы и возникновение противоречий между естественными и
искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Формационный подход берет за основу объективно существующие социально-экономические отношения.
Слайд 11
В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический
подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную)
и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).
«Аграрная цивилизация» — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.
«Индустриальная цивилизация» — общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.
«Постиндустриальная цивилизация» — общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания
Слайд 12
Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла
и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой
ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура». История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.
Слайд 14
Локальные цивилизации
Писатель и историк Жозефа Гобино в работе
«Опыт о неравенстве
человеческих рас» (1853—1855), выделил 10 цивилизаций,
каждая из которых проходит свой собственный
путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно
погибает, и западная цивилизация не является исключением.
Слайд 15
Николай Яковлевич Данилевский,
в своей книге «Россия
и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую.
Русский идеолог панславизма указывал, что ни один
культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.
Слайд 16
Следующим значительным
событием в становлении
теории локальных
цивилизаций
стала работа
немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера
«Закат
Европы» (1918).
Слайд 17
Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию
истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер
выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Слайд 18
Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций
внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде
«Постижение истории» (1934—1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций,
имеющие одинаковую внутреннюю схему развития.
Появление становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний
Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение.
Слайд 19
На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного
развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем не все
локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская цивилизация).
Слайд 20
Проблема:
Влияют ли различные цивилизации друг на
друга? Если «да», то ткаким образом?