Слайд 2
Дхармашастры – древнеиндийские тексты, излагающие
религиозные правила поведения, а также древние законы. Дхармашастры являются
наставлениями по выполнению религиозного долга.
В Древней Индии составлялись представителями школ богословия и использовались как релизиозно-правовые трактаты.
Слайд 4
Но только одно занятие Владыка
указал для шудры — служение варнам со смирением .
Выше пупа человек считается более чистым, именно поэтому наиболее чистыми объявлены Самосущим его уста .
Вследствие происхождения из наилучшей части тела [Брахмы], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения; ибо Самосущий … создал сначала из своих уст его для приношения жертв богам и предкам, для сохранения всего этого.
Глава 1, ст. 91-94 Закона Ману
Слайд 5
«Три варны дваждырожденных, придерживающиеся своих
обязанностей, пусть изучают [Веду], но из них только брахман
может обучать [Веде], а не [члены] других двух [варн]: таково решение.
Брахману согласно правилу следует знать средства существования, [предписанные] для других, наставлять других и самому жить соответственно [дхарме].
Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман — владыка варн.
Брахманы, кшатрии и вайшии — три варны дваждырожденных, четвертая же — шудры — рожденные один раз, пятой же нет.
Во всех варнах только те [сыновья, которые рождены] от жен равных, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению.
Сыновей, рожденных дваждырожденными от жен, принадлежащих к следующей низшей варне *, считают подобными [отцам, но] порицаемыми вследствие недостатка, [присущего] матерям.
Глава 10, ст. 1 – 6 Закона Ману
Слайд 6
Надо знать, что в этом
мире ум — возбудитель того телесного [действия] трех родов,
имеющего три местопребывания * и десять признаков.
Алчность к чужой собственности, размышление умом о дурном, приверженность к ложному [учению] — три рода [греховного] умственного действия;
Оскорбление и ложь, а также клевету при всех условиях и бессвязную болтовню — следует считать четырьмя родами [греховных] словесных действий;
Присвоение неданных [вещей], нанесение вреда вопреки правилам *, связь с чужой женой — считаются тремя родами [греховного] телесного действия.
Глава 12, ст. 4 – 7 Закона Ману
Слайд 7
По смерти отца и матери
братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность; при них,
живущих, они неправомочны *.
[Или] отцовское имущество полностью может забрать старший брат; остальным следует жить при нем, как при отце.
[Только] после рождения первенца человек делается родителем * и освобождается от долга по отношению к предкам; поэтому тот [первенец] достоин [получить] все.
Только тот сын, благодаря которому он уплачивает долг, благодаря которому он вкушает блаженство, рожден [во исполнение] дхармы; всех остальных считают потомством по любви.
Пусть старший [брат] охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.
Если старший брат ведет себя, как подобает старшему *, он [должен почитаться], как мать и отец, но ведущий себя не как старший должен почитаться, как [всякий другой] родственник.
Глава 9 ст. 104 – 108,110 Закона Ману