Слайд 2
«Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с
водой студеной
от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне
вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём».
Слайд 3
«Стремление сохранить созданное предками, внести свой
посильный вклад в дело процветания малой родины- почетный долг
всех последующих поколений… мы обязаны глубоко чтить, хранить и приумножать традиции предков.»
Слайд 4
Географическая карта населенного пункта.
Слайд 5
Географическое положение
Улус Алцак(СП«Алцакское») расположено на
северо-западе Джидинского района. На северо-западе сельское поселение «Алцакское» граничит
с Закаменским районом, на юге – с сельским поселением «Армакское», на востоке граница проходит по хребту Эреэн Дабаан с сельским поселением «Верхний-Торей».
Слайд 6
Дата возникновения
Улус Алцак Джидинского
района Республики Бурятия образован в 1930 году. До этого
времени жители села селились по родовым землям. По правую сторону речки Алцак жили представители казачьих родов, а по левую ясачные люди. С образованием артелей поселились в одном месте.
Слайд 7
Паспорт населенного пункта
Численность населения
села – 513 человек.
Национальный состав населения – буряты.
Численность женщин преобладает над численностью мужчин. Рождаемость превышает смертность в сравнении с прошедшими годами. Население села уменьшается из-за миграции людей в поисках работы.
Адрес администрации: с. Алцак, Джидинского района РБ, МО СП «Алцакское», ул. Центральная 13, телефон 99-1-63.
Адрес школы: с.Алцак, Джидинского района РБ, МБОУ «Алцакская ООШ» ул. Гагарина -4
телефон 99-3-36.
alcak school@mail.ru
Слайд 8
Общая характеристика природы, основные природные ресурсы
Местность сельского поселения
расположена на склонах гор, окружена хвойными и лиственными лесами,
вплотную прилегающими к селу. По территории администрации протекает ручей Нарин, р. Алцак. Территория поселения богата целебными аршанами: «Сагаан чулута», «Хундын аршаан», «Эреэн дабаны аршаан», «Чингэн аршаан».
Фауна лесов богата, водятся медведи, лисы, дикие козы, белки и зайцы, соболь, встречаются дикие кабаны, изюбры, кабарга, сурки, волки.
Лес смешанный: хвойные и лиственные деревья, густой кустарниковый ярус из брусничника, голубики, есть кедрач.
Пастбища для выпаса скота достаточны и поэтому КРС, овцы, лошади пасутся на лугах, в лесах, где богатое разнотравие позволяет прокормить их. На территории администрации имеются сенокосные угодья, закрепленные за гражданами.
Слайд 9
Растительный мир
Боярышник, дикая яблоня,
голубика, черная и красная смородина, брусника и земляника –
этими дарами природы в полной мере пользуются жители улуса.
Дары природы
Слайд 10
Животный мир
По видовому составу животный мир довольно
разнообразен, но не многочислен. Наиболее распространены грызуны. Характерными обитателями
являются заяц (туулай), тарбаган, суслик. Из мелких хищников солонго (колонок). В лесу животный мир богаче. Здесь можно встретить белку, зайца, лисицу, волка. Из копытных зверей обитают косули, изюбры. Из крупных птиц обитают глухарь, тетерев, а также дятлы, рябчики, кедровки и другие.
Фауна
Слайд 11
Природно-климатические условия села
Рельеф местности – горный, лесной. Село
расположена по долине реки Алцак.
Климат местности – резко-континентальный. Местность
закрытого типа. Окружение гор и лесов приводит к более мягким условиям. Безморозный период продолжается в среднем 100 дней. Вегетативный период – 120-140 дней. В течении вегетационного периода, во все месяцы кроме июля, наблюдаются заморозки. Холодная и малоснежная зима, затяжная весна с ветрами, поздними заморозками и низкими ночными температурами, крайне недостаточными осадками весной и в начале лета, жаркое лето во второй его половине дает не очень высокий урожай трав и сельскохозяйственных культур. Поэтому с. Алцак относится к зоне рискованного земледелия.
Слайд 12
Водоемы. Растительный и животный мир.
На территории села Алцак
протекает речка Алцак, есть целебные источники, множество родников.
Растительный мир
разнообразен и богат. Произрастают множество лекарственных трав. Есть разновидности растений, занесенные в Красную книгу.
Животный мир представлен различными видами животных.
Слайд 13
ЛЕГЕНДА
(информатор Сабсаев Ц.Р.)
Это было
в седой древности. По бурятским преданиям Чингисхан со своими приближенными охотился в боргойских степях. Поднялся на самую высокую гору и увидел, как сказочно богата сама эта гора и прилегающая долина. На вершине горы блестело озеро, кишащая рыбой, было много всякого зверья и пышная растительность. В знак благодарности гора была названа «Бурин – Хан».Во время спуска с горы баторы заметили быстро бегущую черно-бурую лису и стали преследовать ее. Попали в широкую долину, где паслось множество косуль – инзага. По приданию с тех пор эта местность называется Инзагата. Хитрая лисица все дальше и дальше уводила Чингисхана. День заканчивался, наступили сумерки – боро хараа. Пришлось охотникам заночевать в этом месте. Назвали эту долину Борье. Лиса продолжала бежать на запад, охотники не заметили как оказались в другой долине, шел небольшой снег. Белели горы, деревья. Этому месту дали название Бургалтай.За Бургалтаем пришлось долго петлять среди гор и впадин, пришлось попотеть охотникам, выискивая коварную лису. От такого поиска месту дали название Торей – Тоорюу.Долго не могли поймать лису. И наконец, у скалистой пещеры ( Амацак) удалось стрелой уложить черно-бурую лисицу. По истечению веков слово Амацак стали произносить как АЛЦАК. Так Чингисхан прославил свое имя, оставил на память названия местностей и достиг своей цели.
Слайд 15
Народный фольклорный ансамбль «Дэбэсэнэм»
Слайд 16
Оркестр бурятских
народных инструментов.
Слайд 17
МБОУ «Алцакская ООШ»
В декабре 2009
года введено в эксплуатацию новое здание школы. МБОУ «Алцакская
ООШ»
Слайд 19
Национальные и религиозные праздники.
Субарга
Жанчуб Чоден.
Слайд 20
Сагаалган
«В празднике белого месяца – как у нас
повелось –
Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось
горя, чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.
Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца.
Только доброе ценится, только в светлое верится».
Слайд 21
Сагаалган -Белый месяц-встреча Нового
года по лунному календарю.
Лунный календарь
популярен среди народов Азиатского континента.
Последний день старого года называется «бутуу удэр».По древним поверьям, жизнь человека, живых существ зарождается в глубоком, закрытом пространстве (материнская утроба, раковина и т.д.). Большая часть кушаний была как бы «закрытой, глухой»- позы, сердце, почки, берцовая кость. «Открытие» их- это современная форма проявления древнего магического действия - «открывают закрытое, чтобы открыть дорогу новой жизни »
Сурхарбаан-
Один из распространенных летних праздников монголоязычных народов. Главные моменты- состязания по трем видам: стрельба из лука, борьба, конные скачки. Повод для устройства состязания -чествование духов хозяев священных местностей и предков рода.
Слайд 23
Обоо
Обоо- основная форма внедацанской
обрядности. Для проведения обряда приглашается лама.
Цель обряда- умилостивить хозяев, духов местностей, чтобы они покровительствовали жителям данной местности, вовремя отправляли дожди, тепло, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота и т.д.
нет, и не может
ничего
быть в мире».
Раднаева Г.Ж