Слайд 2
1. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной
струи, с целью коррекции звукопроизношения.
a) «Покачай мишку» Выработка плавной
направленной струи по центру языка.
Слайд 4
в) «Мыльные пузыри» (Выработка плавной направленной струи по
центру языка).
Слайд 5
г) «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх.
Необходимо сдуть ватку с носа.
Слайд 7
е) «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки»…
Слайд 8
д) «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки»…
Слайд 9
«Смешные губки», «Телефон с пропеллером» .
Слайд 10
е) «Волшебное дерево» (Ребенку предлагается подуть на цветочки).
Слайд 11
2. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Артикуляционная гимнастика
— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Слайд 12
Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Слайд 13
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики в
рамках логопедических занятий.
а) Массаж Су – Джок шариками.
Дети
повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч
прижму
И другой рукой начну.
Слайд 14
б) Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают
массажные кольца
на каждый палец, проговаривая стихотворение
пальчиковой гимнастики.
Раз –
два – три – четыре – пять,
/разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Слайд 15
в) Игра «Пинцеты»
С помощью пластмассовых пинцетов дети достают
из контейнера резиновые игольчатые шарики. Используем этот вид задания
при автоматизации звуков:
« Достань мячик и придумай слово на заданный звук», при отработке правильного употребления предлогов:
«Достань мячик и спрячь его за спину, пронеси над головой, достань из-под стола….и т.д.» Вариантов много , а , главное, работая над моторикой – мы развиваем речь!!!
Слайд 16
в) Игра «Пинцеты» Дети достают мячик и придумывают
слово на автоматизируемый звук.
Слайд 17
г) Игры «Червячки», «Собери фасоль».
Слайд 18
д) Игры «Цветные камушки», «Прищепки».
Слайд 20
4. Игровые технологии для развития общей моторики в
рамках логопедических занятий.
На логопедических занятиях уделяется внимание не
только мелкой моторике , но и общей.
а) Проведение различных физкультминуток (это всем известные «Зайчик серенький сидит», «Вырос высокий цветок» и т.д. «Мы ехали, ехали» и т.д. ), с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.
Слайд 21
б) На занятиях уделяется большое внимание развитию пространственного
восприятия, освоение которого проходит в движении в следующей последовательности:
Освоение
телесного пространства.
«Выше – ниже», «Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос. грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
«Дальше – ближе»,
«Право – лево».
Слайд 22
2. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений
в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.
«Движения
в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня».
Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками (змеи, ящерицы, жуки…)
«Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».
Каждый ребенок изображает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.
ЗМЕИ
ЖУКИ
Слайд 23
«Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст –
«Царство птиц».
«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные
движения.
«Орел» - сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).
ОРЛЫ
СИНИЧКИ ЛЕБЕДИ
«Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.
«Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.
Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» - необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.
Слайд 24
3. Определение направлений в пространстве относительно своего тела.
«Движения в одном направлении». Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку
вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, спереди и сзади.
«Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
Слайд 25
4. Ориентация других объектов относительно друг друга и
себя относительно других объектов.
«Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок
зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить игрушки: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
«Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
Слайд 26
5. Двигательные диктанты и графические схемы.
«Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает
ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу».
«Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
«Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».
«Графические диктанты»
«Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.
Слайд 27
6. Конструирование и копирование.
Данный этап является неотъемлемой частью
формирования
и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок
выполняет
упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать
разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы,
кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д.
«Я - конструктор». Ребенку предлагается из спичек,
счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо
изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это
с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания
элементов можно превратить их в другие предметы, букву,
цифру или орнаменты.
«Копирование фигур».
- Копирование простых различных фигур.
- Копирование сложных фигур и изображений.
Сначала фигура анализируется совместно педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.
Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.
Слайд 28
7. Логико-грамматические речевые инструкции.
«Положи ручку». Педагог дает
ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите
ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь
и предложите ребенку определить его положение
относительно тетради .
«Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа:
бабочка живет над волком, улитка - под волком,
а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов.
Потом сам дает задание другим детям и контролирует
правильность выполнения.
«Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым - яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее).
«Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа».
«Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».
Слайд 29
ВЫВОД:
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную
динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной
работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка , но и на его физическое развитие в целом.
Слайд 30
Список литературы.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии:
учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И.
С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5.Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. – М., 2004. – 126 с.
6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – 1997. – 63 с.
7.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Владос», 1997. – 256 с.
8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
9. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: «Владос», 2003. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия, 2002г.