Отмечали
Новый Год 1 марта
Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.
Новый Год перенесли на сентябрь
В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.
По - новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
Слайд 4
Время шло, и примерно к XII в. народ
совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала
свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев — в сентябре.
Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.
Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.
Слайд 5
И начинался пир! Кто гулял всю ночь до
рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку,
да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и празднично одетый народ.
Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет.
Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 г…
И снова Новый год меняет дату
— 1 января
На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».
Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».
Слайд 7
Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах
и на улицах так же благодаря этому указу Петра:
«по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
Слайд 8
Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой
извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а
вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....
Весьма многие — не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати — удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды — сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.
Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления.
Слайд 9
Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа.
Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские
праздники не противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.
Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества.
Слайд 10
По всей территории России был распространён обычай новогоднего
обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с
песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье!
Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, ещё в X в., и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось эту традицию.
Так прошло ещё 200 лет и Россия до 1918 г., жила «по старому стилю».
Слайд 11
Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября
1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным
рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января 1918 г. принимается декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю — получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже напротив: им было на руку разрушение основ христианской культуры. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.
Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты:
22 января — день памяти Ленина;
12 марта — низвержение самодержавия (до 1940 г.);
1 и 2 мая — Дни Интернационала;
7 и 8 ноября — Дни Пролетарской революции;
5 декабря — День конституции (с 1940 г.).
Таким праздникам, как Новый год или Рождество не было места в этой системе.
Большевики: война с ёлками
Слайд 12
В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в
неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и
нарядные ёлки.
Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923 г., и вовсе началось изгнание Рождества из России.
Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.
Слайд 13
Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в
прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний
праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье.
празднует народ Рождество и Новый год
Запрет на проведение новогодних
праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.
В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Понятно, что подобные идеи без одобрения Сталина не могли появиться в печати.
Слайд 15
А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически
верном ключе, в том же декабре 1934 г. в
свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведён текст и ноты песни, ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой.
Слайд 16
В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда
Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые
— это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.
Слайд 17
Новогодняя елка окончательно "перешла на службу" советской власти.
Ведь даже внешне она была похожа на Кремль с
его пятиконечной звездой, и теперь она прочно стала символом нового строя. Но вскоре грянула война, и людям стало не до праздников, хотя скромно, настолько, насколько это было возможным, Новый год отмечали даже в блокадном Ленинграде и в тяжелые послевоенные годы тоже. Лучшие продукты откладывали для праздника и готовили хоть что-нибудь, что можно было преподнести в качестве подарка близким. На заводах праздников не отмечали – не до этого было, надо было поднимать страну с колен. Только в 1947-м году первый день года объявили официальным выходным.
Слайд 18
А вот в 50-е годы в большинстве советских
семей появился телевизор, и традиции начали меняться коренным образом.
Теперь этот прибор стал незаменимым праздничным атрибутом вместе с праздничными новогодними программами и фильмами. Несмотря на дефицит и довольно тяжелое экономическое положение страны, все стремились как можно богаче накрыть стол, "достать" более ценные подарки для близких.
Слайд 19
Приход нового тысячелетия принес с собой и новые
веяния: так, например, в России появились официальные новогодне-рождественские каникулы,
длящиеся до двух недель. Фейерверки, петарды, шутихи, салюты повсеместно вытеснили традиционные хлопушки с конфетти. Бенгальские огни стали более разнообразными. Большинство россиян продолжают встречать Новый год по сложившимся традициям – дома, в кругу близких и друзей.