Слайд 2
И.К. Айвазовский
Автопортрет
Во время пребывания Айвазовского во Флоренции «профессора
Флорентийской Академии сообщили Ивану Константиновичу, что, по уставам Академии,
он, как высокоталантливый иностранный художник, должен написать свой портрет для помещения в галлерее дворца Питти».
Выполняя лестное предложение, Айвазовский создал один из лучших своих автопортретов, который тогда же был помещен в галлерее Питти. Он изобразил себя в расцвете творческих сил; открытый взгляд красивых глаз, высокий выпуклый лоб, резкий поворот головы – все написано с большой экспрессией, живой, энергичной кистью. Перед нами – певец морской стихии, вдохновенно и поэтически изобразивший себя.
И в расцвете сил, как и в молодости, Айвазовский вновь утверждал славу русского искусства за рубежами родной страны.
Слайд 3
И.К.Айвазовский
Черное море
Море изображено в серый ветреный день. Небо
покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущими от
горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.
Суровой простоте содержания картины полностью отвечает сдержанная красочная гамма ее, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено – синего цвета воды.
В картине «Черное море» Айвазовский с особой изобразительной ясностью и художественной правдой сумел передать внешний рисунок ритмического чередования черноморских волн, но что важнее – он сумел сообщить ему неотъемлемое от зрительного образа шумовое звучание, ассоциирующееся с музыкальным ритмом.
Картина «Черное море» в этом отношении настолько эмоционально насыщенна, что ее образ невольно вызывает в нашей памяти ритм мелодий из программных произведений музыканта-мариниста Римского-Корсакова: «Море», «Садко», «Шехерезада». Ив этом мы видим особое очарование картины Айвазовского «Черное море»
Слайд 4
И.К.Айвазовский
Девятый вал
«Девятый вал». Так называют самую большую волну.
…Корабль
погиб. Долгой нескончаемой ночью моряки вели борьбу с ветром,
с ударами гигантских соленых волн. Утро они встретили на скользких обломках мачты. Волны несут безжизненное тело их товарища. Живые борются, еще раз собирают они все силы: на них движется, потрясая пенной седой гривой, чудовищный девятый вал.
Слайд 5
И.К.Айвазовский
Волга у Жигулевских гор
Работу над произведением мастер начинал
с изображения неба, которое всегда заканчивал в один сеанс.
В картине низкая линия горизонта позволяет занять небу значительную часть полотна. Воздушный океан передает возвышенное эмоциональное состояние автора. Очертания Жигулевских гор с их торжественностью и сказочностью пленили художника. Мысленно он сравнивал поросшие деревьями и кустарниками откосы Жигулей с фигурами великанов – стражников, охраняющих могучую реку – красавицу, реку – труженицу. По речной глади движутся пароходы, сплавляется лес. Произведение отличается певучестью колорита. Сочетание холодных голубых, серых, зеленых тонов создает ощущение свежести.
Слайд 6
И.К.Айвазовский
Радуга
По возвращении из поездки в том же 1873
году Айвазовский написал картину «Радуга», изобразив страшный шторм на
море. Волны бросили корабль на прибрежные скалы, он накренился и едва держится на поверхности. Команда корабля покидает его, переходя на шлюпки. Большая шлюпка изображена на переднем плане, вблизи крутого берега. Люди, находящиеся в ней, охвачены различными чувствами. Те, что на носу шлюпки, готовятся к удару ее о скалы: один держит багор, другой приготовился к прыжку, третий пытается грести, а еще один размахивает шляпой, приветствуя близкий момент спасения. Часть матросов сидит, тесно сгрудившись, как бы собираясь с силами перед последним испытанием.
Слайд 7
И.К.Айвазовский
Морской берег
На картине изображено море в бурный зимний
день. Судя по некоторым деталям, изображена Феодосийская бухта. Айвазовскому
очень хорошо удалось передать рыхлую массу клубящихся дождевых облаков, темную полосу воды у горизонта и светлую прозрачную волну на переднем плане. Волны на этой картине имеют уже совершенно реальные, живые формы. Написана она была в мастерской, но на основе непосредственного наблюдения природы. Живопись выполнена в один прием, холст покрыт прозрачным тонким слоем краски, настолько легким, что сквозь него просвечивают карандашные контуры предварительного рисунка. Эта работа была большой творческой удачей художника.
Слайд 8
И.К.Айвазовский
Чесменский бой
На картине изображен взрыв турецкого корабля в
глубине бухты. В воздух со столбом огня летят обломки
мачт, куски палубы, корабль превращен в огромный костер. Рядом, в огне, - еще несколько кораблей. Отблеском пламени освещены дома города, лежащего на склонах холма. На переднем плане, справа, - большой корабль, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой Ильина. Слева – обломки тонущего вражеского корабля, за которые цепляются гибнущие турецкие матросы.
Холодные тона ночного неба подчеркивают яркость огненного колорита картины и усиливают его богатство и разнообразие. Луна, проглянувшая сквозь облака, кажется бледным пятном и едва отражается в водах залива. Так изобразил Айвазовский одну из самых замечательных побед русского флота.