Слайд 3
Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством.
«Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха
не портят», - памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже - из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших.
Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».
Слайд 4
Каждый день масленичной недели имел свое название:
Понедельник —
«встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные
горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.
Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Слайд 5
Среда — «лакомка». Название говорит само за себя.
В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть
в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Слайд 6
Пятница — «тещины вечера», в этот день зять
едет «к теще на блины», а теща зятя привечает,
угощает.
Суббота — «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.
Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Слайд 7
Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее
как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и
весь предстоящий год будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу — значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".
Слайд 8
В последние дни масленицы все внимание было обращено
уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан,
шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.
Слайд 9
Поговорки про масленицу
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица
семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Слайд 10
Многие думают, что в последний день масленичной недели
сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а
Зиму провожают!
В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Слайд 11
Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную
девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника
вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».