Слайд 2
Почему у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла
безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла
без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Слайд 3
Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было другое предназначение,
она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Слайд 4
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали
в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша.
Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Слайд 5
Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке
до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека).
Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.
Слайд 6
Широкое распространение на Севере России имела кукла —
берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку.
Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли "бабушкина кукла").
Слайд 7
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На
этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую
куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Слайд 8
Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме,
была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка»
или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Слайд 9
В южных губерниях России существовала кукла — оберег
жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим
или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Слайд 10
Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из
избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор,
из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.
Слайд 11
Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе.
Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел.
Лихорадки спасали от болезней.
Слайд 12
Обрядовые куклы
Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие
куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии,
связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.
Слайд 13
У народов России куклы использовались в различных обрядах
и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны
со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Слайд 14
Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали
из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но
иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
Слайд 15
С рождественскими обрядами была связана необычная кукла "Коза".
Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога
и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.
Слайд 16
В Крещенские дни делали куклу Крестец, ставили её
у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в
эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.
Слайд 17
Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали
к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили
на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).
Слайд 18
Домашняя Масленица
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за
окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя
и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.
Слайд 19
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе
куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс).
На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".
Слайд 20
Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей
замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы
она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.
Слайд 21
Выставка кукол
Автор – Яшкова Т.Б.