Слайд 2
Проект
« Создание календаря исторических событий »
Работу выполнил:
ученик
4 «В» класса
Духнов Е.О.
Слайд 3
Именно в XI веке впервые на Руси начали
записывать сведения о происходивших событиях.
Слайд 4
Один из первых русских летописцев был монах Киево
- Печорского монастыря – Нестор, одарённый человек. Он известен
всему миру как величайший древнерусский историк и писатель, иногда его именуют отцом русской истории.
Преподобный Нестор летописец родился в 50-х годах в XI в. г.Киеве. Он написал первую русскую летопись – «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках.
Слайд 5
Итак, летопись – это запись событий по годам.
Летопись
представляет собой запись событий, вносимую год за годом. Нестор
записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то что видел своими глазами.
Слайд 6
В 1224 году Русь впервые услышала о набегах
татаро–монгол на свои земли.
Слайд 7
Как прозвали князя Дмитрия - Донским
Слайд 8
Из летописей мы узнали что Московский князь Дмитрий
Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что
был прозван Донским.
Слайд 9
Мы знаем что Виктор Михайлович Васнецов – автор
таких картин как «Богатыри», «Витязь на распутье», и на
них изображены Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.
В былинах и легендах эти три богатыря— часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке.
Слайд 10
Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и
благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто
посягал на ее свободу.
Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее страшнее враг, тем величественнее победа богатыря. В былинах мы найдем много исторически достоверных примет. Например, старинное оружие воинов : меч, щит, копье, шлем, кольчугу, - все это есть и у богатыря.
Слайд 11
В лето 6415(907) и в лето 6420(912) г.
Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег
щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике.
Слайд 12
Князь Олег Вещий (882 – 912)
Именно в народе
Олег получил прозвище Вещий. Он сделал много всего для
образования Древнерусского государства.
В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина. Он правил в Киеве 33 года.
Слайд 13
А.С. Пушкин написал это произведение “Песнь о вещем
Олеге”
Олег придал княжеской власти невиданный авторитет и международный престиж
Слайд 14
Волхвы напророчили князю Олегу, умереть от любимого коня,
предсказание сбылось даже после смерти коня.
Прощание с конем
- один из самых драматичных эпизодов:
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Слайд 15
Походы на Византию.
Олег решил напасть на Византию.
В 907г. Он с большим войском двинулся в большой
военный поход на Константинополь (Царьград). Осадил древний город. Греки вынуждены были заключить мир. Олег взял с них большой выкуп и в знак победы по легенде, прибил свой щит к городским воротам. Главным результатом похода стало заключение – первого письменного договора в 911г.
Слайд 16
Царьград – это название, древнерусского г. Константинополь, ныне
Стамбул
Стены г.Константинополя -
Слайд 17
Именно привязанность и любовь к коню и толкают
Олега на гибель. Он умер от укуса змеи, выползшей
из черепа его любимого коня.
Слайд 18
Илья Муромец — историческая личность, воин.
В дальнейшем
Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях,
защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем.
Слайд 19
По поводу места рождения Ильи также существуют разные
версии. Самая распространенная — что происходит он из деревни
Карачарово, близ города Мурома. Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня..
Слайд 20
Легенда говорит о том, что в одном в
жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался
жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.
Слайд 21
Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и
Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным
ударом. И тогда Илья, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…
Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.
Слайд 22
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643г. Русское
воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Установлено, что причиной
смерти стала обширная рана в области сердца, и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.
Илья Муромец — один из немногих людей, кому удалось пережить свою смерть, оставив заметный след в памяти людей и оказав огромное влияние на последующие поколения.
Слайд 23
Был поставлен памятник Илье Муромцу в г.Муроме.
В
Киево-Печерской Лавре находится икона «Илья Муромец»
Слайд 24
Гробница Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского
собора.
Ему была оказана такая же честь, как и великим
князьям. Останки его были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте.
Слайд 25
Это прекрасные знакомые всем нам строки из былины
“Ильины три поездочки”
Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать –
женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Слайд 26
Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог
выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать
монахом и стал им. Он получил новое имя Сергий Радонежский и прославился на всю Русь.
Слайд 27
Перед Куликовской битвой к Сергию Радонежскому прибыл князь
Дмитрий за советом. И он благословил Дмитрия Ивановича на
этот подвиг.
Слайд 28
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.
В городе Сергиев
Посад поставлен памятник Сергию Радонежскому.
Слайд 29
Сергиев Посад
Назван в честь святого Сергия Радонежского, который
основал здесь монастырь – Троице - Сергиева Лавра. Слово
«лавра» означает главный, самый важный. Троице - Сергиева Лавра признан главным монастырём России.
Слайд 30
Первая отпечатанная книга – Библия.
Красивая рисованная буква,
с которой начинается текст в книге – Буквица. Гусиным
пером выводили каждую букву в летописи.
Слайд 31
Былины – это песни. Они создавались народом
не для чтения, а для исполнения
Слово «былина» очень
красивое и верное, сказители верили, что эти истории были на самом деле. Но придумано слово историком Орестом Миллером. В народе они назывались «старины», чем подчеркивалось, что действие происходило в далекой старине.
Слайд 32
Былина – один из видов устного народного творчества.
В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников
своей Родины, всех обиженных и о бездонных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте. Самое слово былины происходит слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
В.М.Васнецов «Гусляры» 1889г.
Ещё до появления у славян письменности память о прошлых временах хранили гусляры - сказители. На радостных и скорбных пирах они сказывали былины о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.
Слайд 33
«Уж ты гой еси, добрый молодец», — согласитесь,
такое приветствие услышишь не каждый день, да и не
сразу оно понятно. И даже двести лет назад никто так уже не здоровался. А вот герои русских былин сохранили такое обращение с глубокой старины. Тех, кто хранил в памяти былины, называли сказителями.
Главным персонажем былин является богатырь. Он стал идеалом мужественного, честного преданного Родине человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!