ТВОРЧЕСТВО Е.Чарушина
Цель: познакомить детей с творчеством
русского художника, писателя Е.Чарушина
Пополнить знания детей о детских писателях, развивать творческую активность, воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Творчество Евгения Ивановича Чарушина занимает особое место в развитии личности детей. Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще всего описание занимает всего несколько строк, но в них поистине «словам тесно, а мыслям просторно».
«Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать», — так писал о себе Е.И. Чарушин.
Слайд 3
Задачи проекта
Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста
Е.И. Чарушина
Углубить знания детей о животном мире через произведения
писателей.
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи.
Научить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов этих писателей.
Посредством произведений способствовать воспитанию у детей добрых чувств.
Воспитывать умение удивляться красоте родной природы.
Научить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности
Слайд 7
Основной этап
Мероприятия: рассматривание книг, иллюстраций по произведениям авторов;
оформление книжного уголка; составление карточек; чтение произведений; целевая прогулка
в лес; лепка «Птицы»; вечер загадок « Угадай, кто это?»; беседа « Птицы в нашем городе»; занятие «О тех, кто летает»; экскурсия в библиотеку; ручной труд; игра-драматизация; чтение произведений писателей; аппликация по произведениям; конкурс для родителей «Птичья столовая»; проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»; конструирование из природного и бросового материала «Лесные домишки»; музыкальная деятельность; придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов; конкурс рисунков по произведениям; оформление альбома «Мы - художники- иллюстраторы»; выставка «Мир открытий»; выпуск «Лесной газеты»; составление книги «Кроссвордов о животных»
Заключительный этап.
Мероприятия: обработка и оформление материалов проекта; анализ результативности.
Слайд 8
Формы совместной деятельности воспитателя и детей
Экскурсии в музей
, библиотеку
Занятия познавательной деятельности
Конкурс рисунков
Литературная викторина по творчеству Е.Чарушина
«Вечер
загадок о прирде»
ИЗОдеятельность
Чтение произведений Е.Чарушина
Рассматривание иллюстраций и книг
Коррекционная работа
Слайд 9
Звери и птицы - главный объект творчества
Художник стремится распахнуть этот мир так
широко, как это возможно, во всех измерениях: по горизонтали - сколько охватывает глаз, по вертикали- от земли до облаков, в глубину - от травинок перед глазами до горизонта. Зверь и птица у него - обычно только часть этого насыщенного жизнью пространства, деталь во всеобъемлющей картине природы, и они не могут при этом хоть немного не утратить в своей единичности, значительности неповторимого. Для Чарушина главным и единственным предметом всегда были животные. Недаром он обычно вообще пренебрегал изображением среды, и не очень проницательные критики попрекали его этим едва ли не на протяжении всей его творческой жизни, начиная еще с «Охоты на медведя», и заботливо рекомендовали ему «расширить фокус», давать «картины природы», а он, по доброте, а может быть, и искренне соглашаясь с ними, оправдывался, что у него «видение какое-то комковатое», что объем он передает, а вот с пространством у него труднее и что пейзаж у него получается «импрессионистический», не так, как он сам его воспринимает (и снова поминал дурным словом своих профессоров, которые его плохо учили). Словом, оправдывался как мог, и время от времени делал попытки изобразить лес, поляну, поле, реку - и попытки эти были тем удачнее, чем тактичнее и осторожнее он их предпринимал, скажем, в иллюстрациях к собственному рассказу «Про сороку» (1937) или к рассказу М. Пришвина «Ярик» (1936), или к «Дерсу Узала» В. Арсеньева (1936) - где он бережно сохранял белую плоскость бумаги, скупо размещая на ней деревья, травы, куст. Конечно, была правда и в его объяснениях, потому что его пластическое мышление противилось передаче пространства. Но все-таки главная правда была в том, что в животном для Чарушина заключался весь интересный ему мир, и мир этот для него был неизмеримо богат и уже не нуждался в дополнении чем бы то ни было. За это его тоже время от времени упрекали, да и сам он порой (особенно к концу жизни) вдруг начинал как бы не доверять себе, стесняться своего призвания и возмущался: «Почему это я - анималист? Я - художник!» - и рисовал пейзажи. Но стеснительность и оправдания эти шли от лукавого. Он был анималист и ничего больше, и пейзажи, которые он старательно рисовал, были так себе, и изображение человека ему не очень давалось, и неспроста часть рисунков в книжке 1941 года «Охотничьи рассказы» он передоверил своему другу Василию Кобелеву. Если сопоставлять доступный ему угол зрения с полнотой окружающего мира, его призвание в самом деле покажется узким, но на своей узкой площадке он разрешил такие задачи, которые до него никто и не ставил, и задачи не «звериные» или «птичьи» (потому что искусство таких не знает), а человеческие.
викторина
«РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ».
1.Женя говорил так: «Палоход. Талакан.
Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»? (Ворона; «Как мальчик научился говорить букву «Р»).
2.Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу? (Кошка Маруська; «Кошка Маруська»).
3.Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»? (Скворец; «Захочешь, есть – говорить научишься»).
4. Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? (Щенка Томку; «Томка»).
5.Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком? (Лисенок; «Друзья»).
6.Как звали Тюпину маму? (Непунька; «Тюпа маленький»).
7.Что за ловкачи однажды забрались в печку и стали лазать по дымоходам? (Лисята, «Путешественники
Слайд 11
Обучение детей технике рисования штрихами
Рисование
- один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая
технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление.
Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина , В.Г. Сутеева и др.
Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков ( на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно.
Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.
Цель:
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи.
Слайд 12
Виды штрихов
Короткие прямые штрихи
Длинные вертикальные
и горизонтальные штрихи
Наклонные отрывные и неотрывные штрихи
Удлиняющиеся
штрихи
Штрихи-зигзаг
Штрихи,
расходящиеся
от центра по кругу,
отрывные и
неотрывные
Слайд 14
Упражнения на развитие силы нажима на карандаш
"Редеющий заборчик"
Предложить ребёнку нарисовать заборчик
из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева?
"Морская даль"
Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе.