Слайд 2
Если полететь на самолете с юга на Север,
то можно увидеть,
что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный.
Имя этого края – тундра.
Слайд 3
Между реками Колыма и Индигирка издревле
живет юкагирский народ.
Слайд 4
Юкагиры – это северный народ, по-другому их называют
«одулы»,
что означает сильные
и могучие.
Слайд 5
Зимой жилищем была деревянная постройка
с
плоской крышей, которую заваливали корой и снегом,
называлась
она «чандал».
Слайд 6
При перекочевках по тундре юкагиры жили
в легких
жилищах – чумах.
Слайд 7
Одежду шили из звериных шкур, которую очень искусно
выделывали и она становилась мягкой
и бархатистой, как ткань.
Слайд 8
Украшали одежду вышивкой, бисером, цветными нитками; обшивали по
краю бахромой и мехом, подвешивали колокольчики, бубенчики, медные и
серебряные кольца, фигурные подвески.
Слайд 9
Основная пища юкагиров
– это мясо
и рыба. Мясо сушили, затем
коптили и растирали в порошок.
Оленье мясо употребляли сырым и вареным. Зимой ели строганину, весной и летом тонкие пласты мяса коптили над костром и вялили на солнце. Сушеное мясо, нанизанное на жильные нитки, хранили в мешках, в амбарах, на сваях и варили зимой. Из взбитой свежей оленьей крови готовили суп.
Слайд 10
Как гласит легенда, раньше юкагиров
было много, как звезд на небе.
Сейчас же юкагиров насчитывается около 2000.
Слайд 11
Юкагиры, которые живут в наше время,
занимаются тем же, чем и их прадеды, и отцы – это оленеводство рыбалка, охота, обрабатывание шкур.
Слайд 12
Заповеди предков юкагиров,
потомственных охотников
и рыболовов, испокон
веков гласили:
Будь охотник ловким, храбрым,
Но не жадным и жестоким.
Не губи напрасно птицу,
Не лови напрасно рыбу.
Слайд 13
Маленький народ юкагиров почитал животворную силу огня.
В
любом юкагирском доме-чандале, можно услышать, как говорят обращаясь к
огню: «Дедушка, Большой Огонь!» Наверное, и вправду был
в стародавние времена Большой Огонь, и когда юкагиры стали разъезжаться по свету, брали они с собой по Маленькому Угольку для своего очага.
Слайд 14
Послушайте, какие занятные имена у юкагирских ребят:
Помди – «замарашка», Чиримэде – «птенец», Пойе – «щёчка» и Нодийа – «красная рыбка». Даже в своих именах юкагиры хотят сохранить обычаи, память о прошлом. Для небольшого народа это так важно: сберечь традиции, родной язык.
Слайд 15
Юкагирский поэт, писатель - Улуро Адо (Гавриил Курилов)
Костёр
Посмотрите, люди земли,
Юкагиры костер развели
Пусть он жалок
еще и мал
Но как жарок уже и ал!
Приходите, братья, к нашему костру -
Наших песен вкусить простоту.
Принесите, подкиньте дровец
В наш костер, в наш пожар сердец.
Чтобы он веселее жил,
Чтобы звезды крылом задел.
Чтоб увидал огромный мир,
Огонек, что зажег юкагир!
Слайд 16
Улуро Адо говорил:
«У каждого человека есть дар,
талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть
настоящим человеком и много работать, поменьше спать!».
есть брат
Николай Курилов.
Он тоже юкагирский поэт, писатель, художник и фотограф.
Слайд 18
Н.Курилов. «Запутавшиеся олени»
В картине «Запутавшиеся олени», изображены
олени в смертельной схватке, черный и белый цвет напоминают
борьбу света и тьмы.
В своих работах автор любил изображать оленей.