Цель работы.
Исследовать историю появления казачьих головных уборов; доказать влияние на внешний вид головного убора культурных и хозяйственных связей с другими народами; выявить нравы и традиции казаков, выраженные в действиях с головными уборами.
Задачи.
Изучить исследовательские труды и отдельные публикации, осветить изученный материал, выделить тему головных уборов из темы одежды.
Объект исследования : головные уборы казаков
Методы исследования : - набор и систематизация информации;
- аналитический метод: сравнительный анализ на примерах традиционных
головных уборов донской и терской казачек, кубанской и терской казачек;
– анализ материала по теме в различной литературе и в сети Интернет.
Слайд 3
Глава I. Общие сведения об исследовании темы «Головные
уборы казаков и история их возникновения» .
Слайд 4
Глава II. Традиционные головные уборы казаков и история
их возникновения.
Слайд 5
«…атаманы стали носить папахи с тумаком –
матерчатым шлыком. В шлык со времен половцев
зашивали металлический треугольник, который защищал шею и голову от сабельного удара. Существовали приемы нанесения ударов шлыком.»
Слайд 6
На смену скифскому «небесному оленю» пришёл половецкий кыпчакский
«гусь – лебедь» - тотемный знак воина – общинника,
по - кыпчакски «ак - гыз» или «кыз - ак». Деревянный, окованный железными полосками шлем половецкого воина - прототип казачьей папахи.
Слайд 7
Головной убор воина – половца стали шить из
ткани, пришивая железные полоски перпендикулярно основанию.
Слайд 8
Cо времен татаро-монгольского нашествия в казачьей одежде появились
прическа с «оседлецом», термины « клобук» и «тафья»
для головного убора и «епанча» для верхней одежды. Такие одежды, как бешмет, чекмень, чапан, женский вязаный колпак, кубелек, некоторые виды головных уборов также пртходится относить за счет «восточного» влияния .
Слайд 9
В шлык со времен половцев зашивали
металлический треугольник, который защищал шею и голову
от сабельного удара. Существовали приемы нанесения ударов шлыком.
Слайд 10
При Петре I стали создаваться укрепленные линии на
Кавказе, которые представляли собой длинные цепочки казачьих станиц. Делалось
это для защиты близких русским по вере грузин и армян. Основная тяжесть повседневной службы по охране границы легла на плечи казаков.
Слайд 11
Башлык, суконный головной убор в вид
е широкого остроконечного капюшона с длинными концами - лопастями.
Слайд 12
Татарка, шапка в виде тыквы, шилась из цветного
сукна и состояла из отдельных долек, швы между которыми
обкладывались галунами или шнурками; узкий околыш был меховым или также обшивался галуном.
Слайд 13
Папаха также элемент национальной одежды казаков
Слайд 14
Фуражка для казаков тоже предмет священный, овеянный традицией.
Слайд 15
Казачий чуб — такая же традиция, как лампасы
и папаха. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой,
внешним признаком (часто единственным!), по которому казаки узнавали друг друга.
Слайд 16
Многие нравы и традиции казаков выражались через действия
с головным убором
Слайд 17
Головные уборы у казаков играли огромную роль в
обычаях и символике.