Слайд 2
Цель замены бывшего выпускного сочинения ЕГЭ по русскому
языку и по литературе - поставить заслон списыванию готовых
сочинений и их тиражированию издательствами.
Причины введения итогового сочинения по литературе:
падение уровня грамотности,
снижение интереса к чтению,
снижение речевой и читательской культуры выпускников школ
Слайд 3
Итоговое сочинение - новая форма промежуточной аттестации для
допуска к ЕГЭ
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации от 12.12.2013года.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604)
Слайд 4
Сочинение предполагает
самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как
языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное
развитие обучающихся;
творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала,
а также позволит оценить
уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость.
Слайд 5
Обучающиеся должны продемонстрировать следующие умения:
выбрать одну тему;
выбрать литературный
материал (одно или несколько произведений), наиболее подходящий для раскрытия
темы;
сформулировать свою точку зрения;
аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору);
продумать композицию сочинения;
грамотно оформить его (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Слайд 6
А у нас стряслась беда: сочиненье!
Слайд 7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по литературе
«Подготовка к итоговому сочинению
по литературе в 11 классе»
разработана учителем МОУ «Гимназия №
14 Краснооктябрьского района Волгограда» Рипяховой С. Н. в 2016 году.
Слайд 8
Цель данного курса:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе,
в том числе и по технологии написания сочинения на
литературную тему;
работать над развитием умений анализа текста художественного произведения и литературно-критических статей,
совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Слайд 9
Задачи элективного курса:
совершенствовать и развивать умения читать, понимать
прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать
и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, давать свои оценки фактов и явлений;
развивать умение отбора аргументов и органичного ввода их в текст.
развивать навыки речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе.
Слайд 10
Актуальность элективного курса
Направленность курса на организацию систематической
работы не только над пониманием темы сочинения и способами
её раскрытия, но и на практическое применение полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Слайд 11
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся
должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того
или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени,
выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Слайд 12
Предполагаемые результаты:
Обучающийся научится:
классифицировать сочинения по тематике, проблематике и
жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его
типа;
анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;
уместно употреблять средства художественной выразительности и работать с литературоведческим терминами;
редактировать собственные сочинения.
Программа рассчитана на 17 часов.
Слайд 13
Содержание программы:
1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии
оценивания. Классификация сочинений по тематике, проблематике и жанрам. Своеобразие
жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа – 1 час.
2. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений – 1 час.
3. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Композиция сочинения, соответствие сочинения определённой стилистике. Алгоритм написания сочинения – 1 час.
4. Анализ тематических направлений, предложенных для экзамена. Анализ содержания ключевых концептов (тематических направлений). Работа над концепцией сочинения – 5 час.
Слайд 14
Содержание программы:
5. Выбор темы сочинения. Развёрнутый план работы рад
сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое) – 2 час.
6. Способы формулирования проблемы, решаемой в работе. Комментарий к проблеме. Обоснование авторской позиции в соответствии с ключевым концептом – 1час.
7.Структура основной части сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения – 4 часа.
8. Заключительная часть сочинения. Виды заключений и концовок. Редактирование текста сочинения – 1 час.
9. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Самопроверка сочинения. Виды самопроверки. Способы повышения ее эффективности – 1 час.
Слайд 15
Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем
2014-2015 уч. год
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.
Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству войной
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Спор поколений: вместе и врозь
Чем люди живы?
2015-2016 уч. год
Нет привязок к датам;
В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, постоянные фрагменты мира. Конкретная тематика определяется по регионам.
Слайд 16
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного
наполнения (составление плана)
Вступление.
Определение и формулирование 1-2 основных проблем,
которые будут доказываться в главной части сочинения.
Главная часть.
Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:
Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Заключение.
Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.
Слайд 17
Работа над концепцией сочинения.
Направление актуализирует конкретное и символическое
значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его
осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Слайд 21
Концепт «ПУТЬ». Вступление.
1.
(
). Образы России и народа в лирике А. Блока представлены поэтом в традициях русской литературы 19 века. «Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель», - так описывал А. Блок судьбу русской интеллигенции в эпоху революций. А куда же несётся та тройка? Какой путь предначертан ей?
2.( ).
…И вечный бой! Покой нам только снится,
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
Так представлял А. Блок историческую судьбу России.
3. ( ). «Рождённые в года глухие, Пути не помним своего», - так писал А. Блок в одном из стихотворений о судьбе поколения, представителем которого он был.
4. ( ). Русскую ментальность часто называют загадочной русской душой. В чем заключается эта загадка? Кто-нибудь смог ее разгадать? Все разгадки – в наших песнях, сказках, в произведениях великих русских писателей и поэтов. Главная: Россия всегда в дороге, в поиске своего верного пути. Почему же не идти проторенным другими народами и государствами путём? Неужели нужно жить не благодаря, а вопреки? Неужели, правда, что для России нет ничего невозможного? Что значит «невозможное возможно» в стихотворении А. Блока «Россия»?
5. ( ). Все сказки о сказочных спящих царевнах заканчиваются счастливо. Читаю «Русь» А. Блока и невольно задумываюсь: а чем закончится эта сказка? Проснётся ли моя любимая Русь когда-нибудь и какой путь предстоит ей пройти, чтобы после пробуждения от долгого сна она всё-таки смогла стать счастливой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 22
3. Основа к тезисному плану
Тема: __________________________________________________________________________________________________
Ключевые слова:_________________________________________________________________________________________
План:
I. Вступление (
) + проблемный вопрос
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Тезис-проблема и аргументы:
III. Заключение (общий вывод или следствие). Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
______________________________________________________________________________________________
Слайд 23
Основная часть. Работа с концептом. ПУТЬ.
Слайд 24
Круг литературных произведений, использованных для аргументации
Сочинение позволяет учащимся
с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходить
за рамки школьной программы по литературе в выборе произведений для аргументации
Экзаменуемые, не привыкшие много читать и затрудняющиеся в создании развернутого письменного высказывания на заданную ему, чаще обращаются к произведениям из школьной программы и «внеклассного чтения» второй половины XX века
Использование краткого пересказа литературного произведения
К2
Ссылка на экранизацию, театральную постановку
Обращение к произведениям массовой культуры
Слайд 25
Аргументация. Концепт ПУТЬ.
Концепт «ПУТЬ» Тема (напишите подходящее
название) _________________________________________________________________________________
Слайд 26
Виды заключения
Риторический вопрос: «Как теперь мне ответить на
вопрос: «Быть России иль не быть?»
Вывод-обобщение на основе микровыводов
к аргументам: «Дорогу осилит идущий, а под лежачий камень вода не течет».
Вывод-следствие из микровыводов к аргументам: «Пример этого героя нацелил меня на поиск своего пути в жизни».
Вывод-кольцо, повторяющий начало сочинения: «У окна стояли двое»…
Заключение должно отвечать следующим требованиям:
содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
оно должно соответствовать теме сочинения.
Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту.
Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.
Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.