Слайд 2
Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
Катехизическая
формулировка догмата о Пресвятой Троице такова: Бог един по
существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная
Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама
Свят. Афанасий Александрийский определяет христианскую веру как веру в неизменную, совершенную и блаженную Троицу
Само слово «Троица» (греч. Τριάς) — не библейского происхождения. В христианский лексикон оно было введено во второй половине II в. свят. Феофилом Антиохийским
Слайд 3
Учение о Пресвятой Троице дано только в христианском
Откровении; никакая спекулятивная философия не могла возвыситься до уразумения
тайны Пресвятой Троицы
Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка которому учение о Пресвятой Троице представляется противоречивым. Свящ. Павел Флоренский говорил о троичном догмате как о кресте для человеческой мысли
Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы
Слайд 4
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем лишь отчасти, только
в опирающемся на Откровении опыте духовной жизни и это
постижение всегда сопряжено с аскетическим усилием
Именно поэтому никакая философия и не смогла подняться до учения о Боге Троице
Говоря словами свят. Афанасия Великого, учение о Троице «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры»
По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином»
Слайд 5
Учение о Троице есть основание всего христианского веро-
и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе,
о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице:
«не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... Познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит... войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы»
Слайд 6
Учение о Пресвятой Троице сводится к следующим основным
положениям:
1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что
в Боге — Три Лица (Ипостаси - ὑπόστασις): Отец, Сын, Святой Дух
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог
3. Все Три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами
Слайд 7
Пресвятая Троица и аналогии троичности из тварного мира
В
Ветхом Завете имеются как указания собственно на троичность Божественных
Лиц, так и свидетельства о множественности Лиц в Боге без указания на Их конкретное число
На множественность Божественных Лиц прикровенно указывается уже в первом стихе Библии: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1). Глагол bāѴ4;āʼ (сотворил) стоит в единственном числе, a ʽElôhim (букв, «боги») — во множественном
Свят. Филарет Московский отмечает: «В сем месте еврейского текста слово «элогим», собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем как речение «сотворил» показывает единство Творца... Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения»
Слайд 8
Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся в следующих
стихах: И сказал Бог: сотворим (множественное число. — О.
Д.) человека по образу Нашему (множественное число. — О. Д.) и по подобию Нашему (множественное число. — О. Д.) (Быт.1:26)
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт.3:22); «из Нас» — тоже множественное число
О Вавилонском столпотворении: И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их
(Быт.11:6—7); слово «сойдем» — во множественном числе. Свят. Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие — утверждать, что ктонибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно»
Слайд 9
Указанием на Три Лица в Боге, но без
различения Их, может служить явление трех Ангелов Аврааму (см.:
Быт.18:1). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя «Яхве»
В святоотеческой экзегезе существуют две традиции толкования этого текста. Некоторые древние авторы (свят. Иларий Пиктавийский, Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним и др.) считали, что Аврааму явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов
Другие полагали, что это было явление Пресвятой Троицы, первое Откровение человеку о триединстве Божества
Слайд 10
Св. Кесарий Арелатский (VI в.) писал: «Авраам встречает
Трех, поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы,
а поклонившись как бы Единому — исповедал Единого Бога в Трех Лицах»
Второе из этих мнений нашло свое воплощение как в церковной гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4-го гласов), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, так и в иконографии (икона «Троица ветхозаветная»)
Слайд 11
К числу ветхозаветных Откровений о триединстве Божием может
быть отнесено и видение пророка Исаии (см.: Ис.6:1—7), которому
открылось в Иерусалимском храме, как серафимы, окружая Престол Бога, взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:3). Слово «свят» повторяется здесь трижды, а «Господь Саваоф» именуется единожды, в чем древние христианские авторы видели указание на триединство Бога
В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения
Слайд 12
В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как
Откровение о Пресвятой Троице
В Ин.12 видение пророка отнесено к
Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян.28:25—26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы