Слайд 2
Определение повести
Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное
положение между романом и рассказом с ограниченным числом действующих
лиц, объемом и охватом жизненных явлений.
Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830 -1840 годов. Во всех повестях рассматривается проблема "маленького человека".
Слайд 3
– Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла
своих повестей? – «Невский проспект» – 1835, «Записки сумасшедшего»
– 1835, «Нос» – 1836, «Портрет» –1835-1842, «Шинель» – 1842. Этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губящий человеческие души.
Слайд 4
Роль Петербурга
Объединены повести по общему месту событий — Петербургу.
Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный
герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.
Слайд 5
Повести петербургского цикла продолжают галерею так называемых мертвых
душ, которая была начата автором еще в сборнике «Миргород».
Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых, своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюбленность и различные искренние порывы встречают непонимание, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет, что видно из повести «Невский проспект». Здесь человеческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам. Также здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все самые лучшие качества (повесть «Портрет»). Ведьмы здесь лишены своей сказочно-мифологической атрибутики — это просто продажные женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством («Невский проспект»).
Слайд 6
Маленький человек
«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской
литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.
Первым образом маленького человека
стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Гоголь в повести «Шинель».
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.[
Слайд 7
Образ "маленького человека" таков: это бедный, не знатный
человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до
отчаянья всем образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту "маленького человека" всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле "петербургских повестей": "Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет" и "Шинель".
Гоголь был подготовлен к созданию "петербургских повестей" той суровой школой жизни, которую ему самому пришлось пройти в юношеские годы. Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.