Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе для 11 класса Символизм как литературно - художественное направление

Содержание

ПовторениеКакое значение имеет выражение «Серебряный век»?Три десятилетия, последовавшие за «Золотым веком».Культура «рубежа веков».Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)
Модернизм. Направления модернизма. Символизм.«Старшие символисты» ПовторениеКакое значение имеет выражение «Серебряный век»?Три десятилетия, последовавшие за «Золотым веком».Культура «рубежа Символизм   Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак, Предпосылки возникновения символизмаПозитивистский подход к жизни оказывается недостаточным. (Позитивизм – направление в Философская основа русского символизмаЭcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, «внyтpeннeгo видeния». В По мнению Соловьева , для символизма характерны: поэтика намека и иносказания; эстетизация смерти Первое выступление символистовСтатья Минского «Старинный спор» (1884)Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка СимволРомантики – идея двуемирия.Символисты тоже говорят о двуемирии, но материальное расплывается в «Старшие символисты»    Символистов, начинавших вслед за статьями Минского и В. Брюсов К. Бальмонт Ф.Сологуб З.Гиппиус И. Ф. Анненский  Несправедливо было бы вовсе обойти молчанием поэзию Иннокентия Стихотворения  И. Анненского   ЗИМНИЙ РОМАНС  Застыла тревожная ртуть, Я ЛЮБЛЮ  Я люблю замирание эхо После бешеной СРЕДИ МИРОВ  Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды Поэзия «младосимволистов»     Новая философская ориентация: философия В. Соловьева Фридрих Ницше Философия повернула символистов к конкретной жизни. Они смотрят на искусство не только Александр Блок   Андрей Белый Сергей Соловьев   Вячеслав Иванов Максимилиан Волошин     Но устремленность символистов на перестройку мира В творческий миг художник оказывается максимально свободен Значение символизма в развитии литературы  Преобразовал (коренным образом) русскую поэзию:введен в
Слайды презентации

Слайд 2 Повторение
Какое значение имеет выражение «Серебряный век»?
Три десятилетия, последовавшие

ПовторениеКакое значение имеет выражение «Серебряный век»?Три десятилетия, последовавшие за «Золотым веком».Культура

за «Золотым веком».
Культура «рубежа веков».
Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)


Слайд 3 Символизм
Символизм (от франц. simbolism, от

Символизм  Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак,

греч. simbolon — знак, символ) — художественное направление, появившееся

во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX века  (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры — философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические - полуисторические события средневековья, античная мифология.
Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного»


Слайд 4 Предпосылки возникновения символизма
Позитивистский подход к жизни оказывается недостаточным.

Предпосылки возникновения символизмаПозитивистский подход к жизни оказывается недостаточным. (Позитивизм – направление

(Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником

подлинного знания являются специальные науки).
Философия Шопенгауэра об относительности материального мира.
«Мир лишь комплекс моих ощущений. Я знаю о нем столько, сколько способен ощутить»

Слайд 5 Философская основа русского символизма
Эcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe

Философская основа русского символизмаЭcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, «внyтpeннeгo видeния».

дyxa, «внyтpeннeгo видeния». В основе символистской концепции лежит постулат

о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Иcкyccтвo paccмaтpивaeтcя кaк cpeдcтвo дyxoвнoгo пoзнaния и пpeoбpaжeния миpa. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей.        Русский символизм начался на рубеже XIX - XX вв., впитав философию русского мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского «Идиот»). 


Слайд 6 По мнению Соловьева , для символизма характерны: 
поэтика намека

По мнению Соловьева , для символизма характерны: поэтика намека и иносказания; эстетизация

и иносказания;
эстетизация смерти как  бытийного начала;
знаковое наполнение

обыденных слов;
аналогия мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;
К этому следует добавить и указание на следующие качества:
стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты;
отношение к слову как многосмысленному посланию;
глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога.


Слайд 7 Первое выступление символистов
Статья Минского «Старинный спор» (1884)
Статья Д.С.

Первое выступление символистовСтатья Минского «Старинный спор» (1884)Статья Д.С. Мережковского «О причинах

Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной

литературы» (1893г.)
«Для искусства характерен универсализм (разносторонность, возможность охватить всё), а точнее – вечный символизм. Символ был на периферии, теперь его нужно сделать центром».
Символизм изображает не материальную данность, а некую идею (материальный мир как бы теряет смысл, предметы не обозначают то, что значили ранее). Все становится подобием чего-то запредельного, иного .

Слайд 8 Символ
Романтики – идея двуемирия.
Символисты тоже говорят о двуемирии,

СимволРомантики – идея двуемирия.Символисты тоже говорят о двуемирии, но материальное расплывается

но материальное расплывается в идеальном.
Символ – условный знак какого-то

понятия, явления. Символ не является прямым знаком идеи и идеала. По мысли символистов, идеала нельзя достичь, можно лишь более или менее приблизиться.
Символисты поставили задачу найти новые изобразительные средства для более глубокого, не утилитарного изображения человека и окружающего мира.
«Новое искусство характеризуется символами, которые призваны расширять художественную впечатлительность» (Мережковский)



Слайд 9 «Старшие символисты»
Символистов, начинавших вслед

«Старшие символисты»  Символистов, начинавших вслед за статьями Минского и Мережковского,

за статьями Минского и Мережковского, называют символистами «старшего поколения»,

дебютировавшими в 1890-ые гг.: В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб, З.Гиппиус

Слайд 10 В. Брюсов

В. Брюсов

Слайд 11 К. Бальмонт

К. Бальмонт

Слайд 12 Ф.Сологуб

Ф.Сологуб

Слайд 13 З.Гиппиус

З.Гиппиус

Слайд 14 И. Ф. Анненский
Несправедливо было бы вовсе

И. Ф. Анненский Несправедливо было бы вовсе обойти молчанием поэзию Иннокентия

обойти молчанием поэзию Иннокентия Федоровича Анненского (1855 - 1909),

который просто по возрасту не мог принадлежать к символистскому кругу, однако едва ли не всеми символистами, а вслед за ними и акмеистами признавался истинным учителем. Человек высочайшей культуры и подлинно аристократической скромности, Анненский и в самом деле был педагогом и одно время директором царскосельской гимназии. Всю жизнь он сочинял удивительной красоты стихи, переводил и толковал греческих поэтов и драматургов, оставил нам в наследие почти полного Еврипида в образцовых переложениях.


Слайд 16 Стихотворения И. Анненского
ЗИМНИЙ РОМАНС Застыла тревожная

Стихотворения И. Анненского  ЗИМНИЙ РОМАНС Застыла тревожная ртуть, И ветер

ртуть, И ветер ночами несносен... Но, если ты слышал,

забудь Скрипенье надломанных сосен! На черное глядя стекло, Один, за свечою угрюмой, Не думай о том, что прошло; Совсем, если можешь, не думай! Зима ведь не сдастся: тверда! Смириться бы, что ли... Пора же! Иль лира часов и тогда Над нами качалась не та же?..

Слайд 17 Я ЛЮБЛЮ Я люблю замирание эхо После

Я ЛЮБЛЮ Я люблю замирание эхо После бешеной тройки

бешеной тройки в лесу, За сверканьем задорного смеха Я истомы

люблю полосу. Зимним утром люблю надо мною Я лиловый разлив полутьмы И, где солнце горело весною, Только розовый отблеск зимы. Я люблю на бледнеющей шири В переливах растаяший цвет... Я люблю всё, чему в этом мире Ни созвучья, ни отзвука нет.

Слайд 18 СРЕДИ МИРОВ Среди миров, в мерцании светил Одной

СРЕДИ МИРОВ Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я

Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее

любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.
 
 


Слайд 19 Поэзия «младосимволистов»
Новая философская

Поэзия «младосимволистов»   Новая философская ориентация: философия В. Соловьева и

ориентация: философия В. Соловьева и Ницше.

Божественное начало

проявляется во всем. Поскольку человек – творение Бога, все в нем истинно ценное, низкого в нем ничего нет.
В любви и творчестве человек воплощает духовное начало, в них нет запрета, деления на низкое и высокое.
Зло – категория, которая приравнивается к категории свободы человека, своеволию. Оно допускается как свобода личности человека, возможность выбора между добром и злом. Зло не поддается однозначной оценке.





Слайд 20 Фридрих Ницше

Фридрих Ницше

Слайд 21 Философия повернула символистов к конкретной жизни. Они смотрят

Философия повернула символистов к конкретной жизни. Они смотрят на искусство не

на искусство не только как на «чистое искусство», они

стремятся преобразовать жизнь по идеальному образцу.
Художник, создавая свои произведения искусства, участвует в переделке жизни. Он безграничен в своих творческих проявлениях и бесконечно свободен.
Культ свободы творчества смыкается с представлением о сильной личности, сверхчеловеке Ницше.

Слайд 22 Александр Блок Андрей Белый

Александр Блок  Андрей Белый

Слайд 23 Сергей Соловьев Вячеслав Иванов

Сергей Соловьев  Вячеслав Иванов

Слайд 24 Максимилиан Волошин
Но устремленность

Максимилиан Волошин   Но устремленность символистов на перестройку мира обернулась

символистов на перестройку мира обернулась трагедией, «младосимволисты»

столкнулись с драмой: они своим опытом пришли к выводу о том, что воплощение творческого замысла не равнозначно творческому дерзанию.

Слайд 25 В творческий миг

В творческий миг художник оказывается максимально свободен (ему

художник оказывается максимально свободен (ему подвластна вся окружающая жизнь).

Но этот творческий миг беспредельной духовной раскованности художник замыкает в жесткие рамки формы. Читатель, воспринимая форму, не может во всей полноте и остроте пережить творческий миг. Ответной внутренней свободы читатель не ощущает.
Вывод: искусство ограничено в своих возможностях. Это не такая уж идеальная сфера.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-dlya-11-klassa-simvolizm-kak-literaturno-hudozhestvennoe-napravlenie.pptx
  • Количество просмотров: 130
  • Количество скачиваний: 0