Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Учебно-исследовательская работа Фонетические явления в русской словесности

Содержание

Введение Исследуя тайны фонетических явлений, я окунулась в мир звуков, попробовала понять основные законы фонетики, познакомилась с фонетическими особенностями поэтической речи (ассонансом, аллитерацией, анафорой и эпифорой), также мне было интересно ознакомиться с определением цвета
Научно-исследовательская работа Введение   Исследуя тайны фонетических явлений, я окунулась в мир звуков, ЦельОпределить, какими фонетическими средствами выразительности пользуется Ф.И.Тютчев в пейзажной лирике и могут Благозвучие речи. Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к фонетической стороне речи, - Поэты часто стараются в звучании стиха передать «музыку» жизни, реальные «голоса» природы.Среди Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков. Например, Тютчев, Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных. В русском народном стихе аллитерация Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сходных звуков, слов. Эпифора (греч. epj «после» + phoros «несущий») – повторение слов или словосочетаний Лениво дышит полдень мглистый;      анафора Цветная музыка стиха  Согласно исследованиям Журавлева, звуки речи не только соотносятся Результаты исследованияКак видно из таблицы, результаты школьные практически совпали с результатами А.П.Журавлёва. Звуко-цветовые соответствия в стихотворении Ф.Тютчева«Полдень »  В цветовом фоне всего стихотворения преобладают светло-синие звуки (23), красные (22) и Моё любимое стихотворение Ф.И.Тютчева Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной    Проведя исследование лирики Ф.И.Тютчева, я могу отметить, что поэта больше
Слайды презентации

Слайд 2 Введение
Исследуя тайны фонетических явлений,

я

Введение  Исследуя тайны фонетических явлений, я окунулась в мир звуков,

окунулась в мир звуков, попробовала понять основные законы фонетики,



познакомилась с фонетическими особенностями поэтической речи (ассонансом, аллитерацией, анафорой и эпифорой),

также мне было интересно ознакомиться с определением цвета у звуков по методике А.Журавлёва, приведённой в его книге «Звук и смысл».

Все эти сведения, как мне кажется, очень нужны для того, чтобы научиться внимательно и вдумчиво слушать звучащую речь, уметь делать собственную речь более привлекательной и эмоциональной и, конечно, наслаждаться русской классикой. В этом и состоит актуальность моих наблюдений и исследований.
 


Слайд 3 Цель
Определить, какими фонетическими средствами выразительности пользуется Ф.И.Тютчев в

ЦельОпределить, какими фонетическими средствами выразительности пользуется Ф.И.Тютчев в пейзажной лирике и

пейзажной лирике и могут ли у него быть «цветные

стихи».

Задачи

Изучение фонетических явлений в поэтической речи.
Изучение методики определения цвета у звуков речи.
Исследование фонетических средств выразительности в лирике Ф.И.Тютчева.
Исследование цветового восприятия звуков учащимися нашей школы через анкетирование
Исследование звукоцвета в лирике Ф.И.Тютчева.


Слайд 4

Объект

Объект исследования:
фонетические средства выразительности речи
звукобуквы речи

Предмет исследования:
стихи Ф.И.Тютчева

Гипотеза исследования:
могу предположить, что Тютчев использует все виды фонетических
средств выразительности
предполагаю, что у Ф.Тютчева есть «цветные стихи».
     

Слайд 5 Благозвучие речи.
Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к

Благозвучие речи. Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к фонетической стороне речи,

фонетической стороне речи, - требование благозвучия. Благозвучны, например, поэтические

строки М.Ю.Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Музыкальность, красота звучания этого четверостишия определяется обилием гласных и звонких согласных звуков и совсем небольшим количеством глухих.
Высокохудожественное произведение - это всегда гармония звуковой и образной природы слова.

Слайд 6 Поэты часто стараются в звучании стиха передать «музыку»

Поэты часто стараются в звучании стиха передать «музыку» жизни, реальные «голоса»

жизни, реальные «голоса» природы.
Среди хорошо известных нам слов есть

особые – звукоподражательные, они обозначают различные звучания: шуршать, хрустеть, тикать, булькать, грохотать и т.п.
Фонетическую выразительность звукоподражательных слов можно усилить, подбирая созвучные им другие слова:
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь 
При столь искусном фонетическом подборе лексики мы можем уловить «звуковые образы», которые создаёт поэт «музыкой слов».

Звукопись


Слайд 7 Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи однородных

Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков. Например,

гласных звуков.
Например, Тютчев, использовал этот приём в стихотворении

«Чародейкою Зимою»:
Чародейкою Зимою (а о о)
Околдован, лес стоит – (о о о о)
И под снежной бахромою, (о о о о э)
Неподвижною, немою, (э о э)
Чудной жизнью он блестит. (у и э)
При помощи повторения звуков О, И, Э Тютчев раскрывает волшебный образ кудесницы Зимы, и нам кажется, что звучит тихая, волшебная музыка.

Ассонанс


Слайд 8 Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных.
В

Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных. В русском народном стихе

русском народном стихе аллитерация занимает заметное место.
Например, Тютчев,

использовал этот приём в стихотворении
«Весенние воды»:
Ещё в полях белеет снег, (б*)
А воды уж весной шумят- (в, в*)
Бегут и будят сонный брег, (б*, б, б)
Бегут и блещут и гласят... (б*,б)
При помощи звуков «б» и «в» Тютчев показывает, как бушуют и веселятся воды, ведь наступает весна.

Аллитерация


Слайд 9 Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в

Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сходных звуков,

повторении сходных звуков, слов. Например, Тютчев, использовал этот приём

в стихотворении «Полдень»:

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

Поэт использовал анафору, чтобы обратить наше внимание на то, как в полдень на жарком солнце млеет и изнывает природа.

Анафора


Слайд 10 Эпифора (греч. epj «после» + phoros «несущий») –

Эпифора (греч. epj «после» + phoros «несущий») – повторение слов или

повторение слов или словосочетаний в конце строк.
Эпифора встречается

во многих поэтических произведениях русской литературы,(но реже, чем анафора). Пример эпифоры у А.С.Пушкина
Всё моё, сказало злато;
Всё моё, сказал булат.
Всё куплю, сказало злато;
Всё возьму, сказал булат.

Эпифора


Слайд 11 Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво дышит полдень мглистый;   анафора   Лениво катится

анафора
Лениво катится река;

и а а и а и а - ассонанс
И в тверди пламенной и чистой и а а и и а
Лениво тают облака. анафора

И всю природу, как туман, р* - аллитерация
Дремота жаркая объемлет; р* р мл*
И сам теперь великий Пан р*
В пещере нимф покойно дремлет р* р* мл*

Вывод.
В этом стихотворении Тютчев мастерски смешал несколько видов фонетических средств выразительности. В 1 строфе при помощи анафоры и ассонанса поэт усиливает читательское впечатление от жаркого полудня. Читаешь строчки стиха и, кажется, изнываешь от духоты.
Удивительное состояния полудрёмы удалось передать с помощью аллитерации звуков «р» и «мл» - природа не просто дремлет, она млеет и тает на солнцепёке.

«Полдень»


Слайд 12 Цветная музыка стиха
Согласно исследованиям Журавлева, звуки

Цветная музыка стиха Согласно исследованиям Журавлева, звуки речи не только соотносятся

речи не только соотносятся с впечатлениями о предметах и

явлениях, но и воспринимаются в цвете (особенно гласные).
Среди гласных наиболее заметны в тексте, конечно, ударные, поэтому и в «цветовой» программе Журавлёв подчеркнул роль ударных, удваивая их при счёте.
Исследование «стихоцвета» - область настолько новая и необычная, что реакции каждого, кто знакомится с результатами анализа звуко-цветовых соответствий в поэзии, почти всегда одинаковые:
«Этого не может быть, - говорят обычно.- А все ваши подсчёты – не более чем парадоксы статистики.»


Слайд 13 Результаты исследования
Как видно из таблицы, результаты школьные практически

Результаты исследованияКак видно из таблицы, результаты школьные практически совпали с результатами

совпали с результатами А.П.Журавлёва. По-другому увидели ребята звукобукву Э-Е

(белой), но всё же светлой. Такое совпадение не может не удивлять. Далее в работе будут представлены результаты эксперимента, проведённые по пейзажной лирике Ф.Тютчева.


Слайд 14 Звуко-цветовые соответствия в стихотворении Ф.Тютчева
«Полдень »
 

Звуко-цветовые соответствия в стихотворении Ф.Тютчева«Полдень » 

Слайд 15 В цветовом фоне всего стихотворения преобладают светло-синие звуки

В цветовом фоне всего стихотворения преобладают светло-синие звуки (23), красные (22)

(23),
красные (22) и зелёные (15).
Это потому,

как мне кажется, что в стихотворении жара ассоциируется
с красным – раскалённым цветом, река и облака – с оттенками синего,
а зелень дерев – с зелёными тонами.


Слайд 16 Моё любимое стихотворение Ф.И.Тютчева 

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И

Моё любимое стихотворение Ф.И.Тютчева Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною,

под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
 
И стоит он,

околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
 
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.


  • Имя файла: uchebno-issledovatelskaya-rabota-foneticheskie-yavleniya-v-russkoy-slovesnosti.pptx
  • Количество просмотров: 163
  • Количество скачиваний: 0