Слайд 2
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного
стиля в системе преподавания;
- использование личностно -ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельность творческой деятельности.
Слайд 3
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
-
развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке .
Слайд 4
Основными принципами инновационного обучения являются:
-
креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в
системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Слайд 5
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку
и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- «Продвинутая лекция» ;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки; n
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек) ;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Слайд 6
Методика развития критического мышления включает три этапа или
стадии:
«Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Слайд 7
Прием «Кластер»
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого
листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является
«сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Слайд 12
Синквейн
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к
краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать
себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Слайд 13
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается
одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
-
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Слайд 14
Русский язык.
Живой, удивительный.
Учит, объясняет, творит.
Берегите наш родной
язык!
Познание.
Слайд 15
«Ромео и Джульетта»,
Романтическая, трагическая.
Поражает, восхищает, завораживает.
Нет повести печальнее
на свете.
Любовь.
Слайд 16
«Слово о полку Игореве»
Древний, ценный.
Повествует, удивляет, поучает.
Памятник древнерусской
литературы.
История.
«Слово о полку Игореве»
Достоверный, великий.
Славит, объединяет, живет.
Призыв к защите
Родины.
Мужество.
Слайд 17
Прием «Диаманты»
Строчка первая: тема (существительное)
Строчка вторая: определение (два
прилагательных)
Строчка третья: действие (три причастия)
Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)
Строчка
пятая: действие (три причастия)
Строчка шестая: определение (два прилагательных)
Строчка седьмая: тема (существительное)
Слайд 18
Л.Н.Толстой. «После бала»
Ночь.
Красивый, розовый.
Радующий, мечтающий, танцующий.
Ожидание, умиление, счастье,
блаженство.
Плачущий, кричащий, бьющий.
Мрачный, визгливый.
Утро.
Слайд 19
Обломов.
Честный, умный.
Влюбленный, окрыленный, мечтающий.
Халат, тапочки, диван,
Захар
Ленящийся, разорившийся, увядающий.
Равнодушный, нерешительный.
Обломовщина ( угасание, смерть)
Слайд 20
«Тонкие» вопросы
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
Слайд 21
«Толстые» вопросы
Дайте объяснение, почему...
Почему вы думаете...
Почему
вы считаете...
В чем разница...
Предположите, что будет, если...
Что, если…
Слайд 23
Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов
Ромашка «Блума»:
-
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала,
ориентированы на работу памяти
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке: Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от …?»
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
– Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 24
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их
видов :
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок – беседа
- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )
- Урок - КВН
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок - театрализованное представление
- Урок - маскарад
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
Слайд 25
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое
исследование текста;
- художественное чтение;
- создание самостоятельных литературных
произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Слайд 30
Не берите всю инициативу на себя, и тогда
ученики не будут скованы в своих действиях, а будут
самостоятельными.
Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Слайд 31
Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже,
потом», все надо решать сразу.
Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
Недопустимо
сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Больше всего дети утомляются в бездействии.
Слайд 33
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает
чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы
всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Слайд 34
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее
устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т.
д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
Слайд 35
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования
чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то,
чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Слайд 36
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов.
Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая
взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Слайд 37
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать
в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность.
Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.