Слайд 2
План
Понятие и особенности художественного стиля речи
Свойства художественного стиля
речи
Тропы и стилистические фигуры
Этапы анализа художественного текста
Слайд 3
Понятие и особенности художественного стиля речи
Художественный стиль — функциональный
стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в
этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.
Слайд 4
Понятие и особенности художественного стиля речи
Сфера употребления данного
стиля речи:
Язык писателя
Стиль литературного направления
Задачи речи:
Эстетическая
Создание художественных, поэтичных образов
Эмоциональность
воздействия на человека, на его мысли и чувства
экспрессивность
Слайд 5
Понятие и особенности художественного стиля речи
Признаки(общие):
Образность, эмоциональность, оценочность,
обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность
Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
Использование средств других
стилей
(особенно разговорного)
Слайд 6
Понятие и особенности художественного стиля речи
Лексические особенности:
1.Средства
художественной выразительности (тропы): сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, литоты, олицетворения,
метонимия, синекдоха и др.
2.Лексика публицистического стиля
3.Диалектная лексика
4.Слова высокого стиля
5.Профессионально-деловые обороты речи
Слайд 7
Понятие и особенности художественного стиля речи
Синтаксические особенности:
1.Использование простых
предложений, осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций;
2.Диалог, обращения,
3.Прямая речь;
Слайд 8
Понятие и особенности художественного стиля
речи
Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих
эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Слайд 9
Тропы и стилистические фигуры
Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Аллегория
Перифраз
Риторическое обращение
Риторический вопрос
Анафора
Эпифора
Антитеза
Оксюморон
Градация
Эллипсис
Умолчание
Парцелляция
-
слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо
его свойства, качества, признаки.
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
-
троп, в котором употребляются слова и выражения в
переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)
И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным
по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
-
один из видов метонимии, в основе которого –
перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
-
троп, в котором одно явление или понятие объясняется
посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств
изображаемого предмета или явления
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
-
троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
- не более наперстка (А.Грибоедов)
ИРОНИЯ -
Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того,
что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
-
троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли
конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
-
троп, в котором прямое название предмета, человека, явления
заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
Слайд 20
Стилистические фигуры – это особые стилистические
обороты. Суть их состоит в особом синтаксическом построении речи.
Риторическое
обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.
О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)
Слайд 21
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -
такое построение
речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.
И над
отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)
-
единоначатие
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают
вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)
-
повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы
Милый
друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)
-
противопоставление
И день и час, и письменно и
устно,
За правду да и нет…
(М.Цветаева)
-
соединение логически несовместимых понятий
Ты – меня
любивший фальшью истины и правдой лжи…
(М.Цветаева)
-
группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по
принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
-
Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена
предложения, чаще всего сказуемого:
Богаты мы, едва ли с колыбели …
(М.Лермонтов)
расчленение конструкции
Любить Родину – значит жить с ней
одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.