Слайд 2
Цели урока:
Познакомить учащихся с творчеством В.А.
Серова,
Подготовиться к осознанному восприятию картины;
-углубить представление об описании
внешности;
-показать, как замысел художника определяют выразительные средства;
-совершенствовать умение собирать и систематизировать материал,
на основе которого будет создано высказывание;
-развивать чувство прекрасного,
Слайд 3
Самая занимательная для нас поверхность на земле –
это человеческое лицо.
Лихтенберг
Слайд 4
Ответьте на вопросы:
Какие типы текста вы знаете?
Повествование, описание,
рассуждение
Чем они отличаются друг от друга?
В повествовании мы рассказываем
о каких-то событиях, в описании – описываем, а в рассуждении – доказываем тезис
Что можно описывать?
Картину, природу, человека, животное, предметы, интерьер
Слайд 5
ОПРЕДЕЛИТЕ ЖАНРЫ
Вы видите произведения живописи. Каковы их жанры?
Как
называется описание внешности человека?
Как называется описание природы?
Как называется описание
неживой природы?
Слайд 6
Ответьте на вопросы:
Чем отличается портрет литературный и портрет
художественный?
Литературный и художественный портрет описывают внешность человека, но разными
средствами
Слайд 7
ВОПРОСЫ
Для чего литературный портрет вводится в художественное произведение?
Чтобы
дать нам представление о внешности героя и указать на
его внутренние черты
Какие же элементы могут входить в портретную зарисовку?
Черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда
Слайд 8
Послушайте, как выглядел герой одной повести, которую вы
читали
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и
тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Какие элементы внешней характеристики использовал Короленко?
Мы узнали о цвете волос, глаз, об одежде мальчика
Только ли представление о внешнем облике героя может дать его портрет? Можем ли мы узнать что-то о его жизни?
Какие изобразительно-выразительные средства здесь использованы?
Как автор относится к своему герою?
Слайд 9
Самая «говорящая» деталь на лице человека – это
глаза
Бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые,
голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд».
Слайд 10
Лицо
Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите
из них те, которые позволяют отразить состояние человека
Круглое, худощавое,
грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
Слайд 20
изобразительные средства живописца
Цвет. Тон - "напряжение” цвета. Различные
тона получаются от добавления черного и белого цветов. Оттенки
получаются от смешивания родственных тонов.
Колорит - цветовой строй изображения.
Слайд 21
Контраст - использование противоположных цветов, величин, объемов, материалов.
Композиция - построение произведения, составление, соединение различных частей в
единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Деталь - часть композиции, предмет, на который обращается внимание автором.
Слайд 23
«Девочка с персиками»
Какой момент из жизни девочки запечатлён?
Какие
цвета использует художник?
Что она делает?
Где сидит?
Как сидит?
Во что одета?
Что
её окружает?
Слайд 24
Фрагмент картины
Как она смотрит? Каково выражение её лица?
С
чем можно сравнить её глаза? Каковы они?
С чем можно
сравнить её щёки? Какого они цвета?
Слайд 25
В (…) комнату только что вбежала и присела
за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…)
бантом, украшенным (…) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. (Как?) глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру (…) теней на ее (…) кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни юного существа.
Слайд 26
(…) краски использует художник. (…) цвет кофточки удачно
(что делает?) черным цветом бантика и красной гвоздикой. (…)
тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают (что?).
Слайд 27
В (светлую) комнату только что вбежала и присела
за стол (черноволосая, смуглолицая) девочка в розовой кофточке, с
черным в белую горошину бантом, украшенным (ярко-красной) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (тонких, смуглых) руках она держит (золотистый) персик. (Нежное) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (озорные, темно-карие) глаза. (Яркий, солнечный) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру (голубых и сиреневых) теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (радостной, счастливой, молодой, безмятежной) жизни юного существа.
Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. (Легкие, светлые, радостные, свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.