Слайд 2
Связная речь
Развитие связной речи – одна из основных
задач речевого развития дошкольников
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание
(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Речь считается связной, если для неё характерны:
содержательность – это хорошее знание предмета, о котором говорится;
точность – это правдивое изображение действительности, подбор слов и словосочетаний наиболее подходящих к данному содержанию;
логичность – это последовательное изложение мыслей;
ясность – понятность для окружающих;
Правильность, чистота, богатство.
Слайд 3
Связная речь
Основная функция связной речи – коммуникативная, она
осуществляется в двух формах: диалоге и монологе
В лингвистической и
психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Рассмотрим монологическую речь, так как она является более сложным, произвольным, организованным видом речи.
Слайд 4
Монологическая речь
Монологическая речь – это связное, логически последовательное
высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на
немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом
Слайд 5
Пересказ
Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения
Пересказ – сравнительно лёгкая речевая деятельность. Ребёнок излагает готовое
содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).
В д/с практикуется подробный или близкий к тексту пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов ( в д/и), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона), инсценированный пересказ
Слайд 6
Методика обучения пересказу
Во второй младшей группе педагог
учит следить детей за развитием действия в сказке, рассказе,
сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста: первоначально в форме ответов на вопросы, затем детей можно привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном раскрывании сказки)
Начиная со средней группы в д\с проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений.
Слайд 7
Методика обучения пересказу
В старшей и подготовительной к школе
группах дети учатся в пересказывании литературных произведений (сказки или
рассказа) связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
Слайд 8
Структура занятия по пересказу
Вводная часть, педагог настраивает детей
на восприятие художественного произведения
Первичное чтение без предупреждения о последующем
пересказе
Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ
Подготовительная беседа, разбор произведения по содержанию и форме прочитанного текста
Повторность чтения литературного текста
Пауза для подготовки детей к ответам
Пересказ произведения детьми
Слайд 9
Рассказ
Рассказ – самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта
или события.
Составление рассказа (по заданию) – более сложная
деятельность, чем пересказ. Ребёнок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Слайд 10
Формы рассказов
Рассказ
Описательный
(сравнительный и
объяснительный)
Сюжетный (повествовательный)
Слайд 11
Описательный рассказ
Описание – это изложение характерных признаков отдельного
предмета или явления.
Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В
начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действии с ним.
Слайд 12
Описательные рассказы
Сравнительный рассказ – это составление описания двух
предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их
однозначных признаков (по величине, по цвету, материалу, деталям, форме)
Слайд 13
Описательные рассказы
Объяснительный рассказ – это рассказ с элементами
рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий (например, ребёнок может
объяснить другу как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую либо игру).
Слайд 14
Сюжетный рассказ
Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий,
происходящих в определённой временной последовательности с каким-нибудь героем.
Структура сюжетных
рассказов: вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда даётся описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя, тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).
Слайд 15
Сюжетный рассказ
Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме
ребёнок овладевает не сразу.
Существуют приёмы пропедевтического (предваряющего) обучения:
придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребёнок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошёл мой день рождения») или сочиняет, предполагает («Как я пойду в первый класс»).
Слайд 16
Виды рассказов
1). Рассказывание по восприятию – это рассказывание
с использованием игрушек и предметов, рассказывание по картине (вторая
младшая группа и средняя группа)
2). Рассказывание по памяти – это рассказывание на темы из коллективного опыта и на темы из индивидуального опыта (со старшей группы).
3). Рассказывание по воображению (творческие рассказы) – это придумывание рассказов об игрушке, придумывание рассказа по картине, придумывание рассказа на предложенный сюжет.
Слайд 17
Приёмы обучения рассказыванию
Образец рассказа это –
краткое, живое
описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования
по содержанию и форме
Слайд 18
Приёмы обучения рассказыванию
План рассказа – это 2-3 основных
вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после
одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приёмом обучения
Слайд 19
Приёмы обучения рассказыванию
Коллективный разбор плана – этот приём
употребляется на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (по
картине или на заданную тему).
Этот приём активизирует необходимый словарь, учит процессу самостоятельного создания рассказа
Слайд 20
Приёмы обучения рассказыванию
Коллективное составление рассказа – этот приём
используют на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Последовательно разбирая
намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.
Слайд 21
Приёмы обучения рассказыванию
Составление рассказа по частям – этот
приём облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объём заданий,
удаётся спросить большее количество детей. По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла. Можно, опираясь на имеющейся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме.
Слайд 22
Приёмы обучения рассказыванию
При обучении некоторым видам рассказывания используется
такой приём, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по
предложенному плану, а затем и без него).
Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия, если ответы детей бедны).
Слайд 23
Приёмы обучения рассказыванию
Приём – оценка применяется для
того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и
избегали того, что он осудил. Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей (этот приём используется в подготовительной группе).
Слайд 24
Связная речь детей в повседневной жизни
Повседневная жизнь предоставляет
большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и
товарищам о событиях дома, рассказы ребёнка, вернувшегося в сад после болезни). Педагог должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать (приём – поручение: показать другу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней; показать поделки и рассказать по порядку, как их выполняли