Слайд 2
Три основных способа сжатия текста
1)исключение подробностей
2)обобщение
3) упрощение
Слайд 3
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОДРОБНОСТЕЙ
сначала выделить главное, а затем убрать детали
Красный,
хорошо заточенный карандаш упал на пол.
( Карандаш упал…Карандаш
упал на пол.)
Слайд 4
ОБОБЩЕНИЕ
сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем
их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и
составляем новый текст
«На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утенка. Утята толкали и дразнили его. Девушка, которая давала корм птицам, отталкивала гадкого утенка ногой. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».
«На птичьем дворе утки, куры и утята, девушка, которая давала корм птицам, обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».
«Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».
«Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал он бежать куда глаза глядят».
Слайд 5
УПРОЩЕНИЕ
слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или
его части указательным местоимением
Слайд 6
Тип речи: Опорное слово:
Описание
детали
Повествование события
Рассуждение мысли
Слайд 7
Алгоритм:
1. Читаем текст
2. Находим микротемы
3. Находим опорные слова
4.
Строим предложения, используя опорные слова
5. Соединяем микротемы, образуя текст
6.
Редактируем текст
Слайд 8
« Это подлинник
», - с уважением говорим мы о картине или
скульптуре. Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи?
Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (107 сл.)
(По Е. Каменевой)
Слайд 9
Обдумаем содержание.
1 абзац.
1.« Это подлинник »,
- с уважением говорим мы о картине или скульптуре.
2.Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. 3.Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (39 сл.)
Слайд 10
Выделим слова.
1абзац.
1. « Это подлинник »,
- с уважением говорим мы о картине или скульптуре.
2. Казалось бы, можно легко листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их творчеством. 3Но почему люди все-таки стремятся в музеи и картинные галереи?
Слайд 11
Вариант сжатия 1 абзаца:
Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников
можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи. (18сл. – 39 сл.)
Слайд 12
Обдумаем содержание.
2 абзац.
1.Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к
искусству. 2.Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4.Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. 5.Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (67 сл.)
Слайд 13
Выделим слова.
2 абзац.
1.Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к
искусству. 2.Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4.Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. 5.Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника!
Слайд 14
Вариант сжатия 2 абзаца:
Важно
формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует,
он вкладывает в изображаемое свои чувства. Встреча с произведением искусства – это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника.
(29 сл. – 67сл. )