Слайд 2
Очень важную роль во всех видах вышивки играет
колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В
народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым; Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Слайд 3
Орнамент вышивки по своим мотивам может быть:
Геометрический -
состоящий из различных геометрических элементов;
Меандровый - в виде беспрерывных
ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
Орнамент - бывает:
Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;
Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Слайд 4
1.Вышивка крестиком
Русская традиционная вышивка один из древнейших видов
декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка
применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.
Слайд 5
Материалы:
Канва:
Aida 14 это канва с 14 нитями
в дюйме (или 55 клеток на 10 см).
Aida
16 это канва с 16 нитями в дюйме (или 62 клетки на 10 см) позволяет выполнить вышивку с более четкой передачей деталей.
Aida 18 канва с 18 нитями в дюйме (или 72 клетки на 10 см) идеальна для вышивки крестиком.
Linda 27 это 100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей.
Lugana 25 это смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм.
Hardanger 22 это 100% хлопоковая канва с 22 нитями на дюйм или 87 кл. на 10 см.
Davosa 18 это 100% хлопоковая канва в 18 нитями на дюйм или 71 кл. на 10 см.
Игла: для вышивки нужна особая: тонкая, тупая (чтобы не прокалывать ткань) и с большим ушком (чтобы легко было вдевать нитку) .
Нитки - выбор их достаточно велик: DMC(Франция), Anchor (Англия), Madeira (Германия), Ariadna (Польша), Mayflower(Дания), а также кировское, китайское и индийское мулине.
Пяльцы: для мелкой работы
Гобеленовые рамы или станок: для крупной работы.
Слайд 7
2.Вышивка гладью
Виды глади:
Белая гладь с настилом - получила
свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками
на тонких тканях. Контур узора вышивается швом "вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.
Атласная гладь. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Слайд 8
Материалы:
Нитки для вышивания выбираются в зависимости от толщины
материала. По толстым льняным, шерстяным тканям, драпу можно вышивать
толстыми нитками, шерстью, ирисом, для вышивания по более тонкой ткани лучше подходит хлопчатобумажная и шелковая пряжа.
Иглы — это основной инструмент для шитья. По длине и толщине они подбираются в зависимости от толщины ткани, на которой вышивают, и толщины ниток.
Пяльцы используются для натяжения ткани (по натянутой ткани легче работать, да и вышивка получается аккуратнее и красивее).
Ткани. Для вышивания гладью подходят самые разнообразные ткани — льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, смешанные. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия. Если это будет скатерть, дорожка, салфетка — лучше использовать лен (чистый или с добавками), суровое полотно; если панно или коврик — мешковину, сукно, бортовку, рогожку; если блузка или платье — тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани.
Слайд 11
Материалы:
Ткань. Для вышивки лучше взять ткань, имеющую сетчатый
рисунок: канва, скатертная, лен. Главное, чтобы ткань была настолько
прочной, чтобы в ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка. Вышивать можно и на таких тканях, как шелк, бархат, джинсовая ткань – эти вышивки получатся более изысканными.
Пяльцы – для натяжения ткани.
Ленты. В магазинах тканей и швейной фурнитуры имеется большой ассортимент атласных лент. В вышивке лентами используются ленты шириной от 4 мм и шире. Главное, что нужно учитывать при выборе лент: их цветовую палитру, и чтобы они прошли в игольное ушко.
Иглы. Для вышивания применяются разные иглы: тонкие - для легких тканей и толстые - для плотных. При вышивании шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы № 18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется № 24.
Слайд 13
4.Вышивка бисером
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам
материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники
бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Использовался бисер и в Древней Руси. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц.
Слайд 14
Материалы:
Иглы:
Иглы № 7 - для тонкой шерсти.
Иглы
№ 8 - для тонких шелковых ниток, одинарных или
сдвоенных.
Иглы для шенили - для толстых ниток.
Иглы для стежки - для металлизированных ниток и стежки.
Нитки:
Для светлой ткани нитки кремового пли светло-серого цвета.
Для темной ткани нитки подбирают в тон.
Для золотого бисера подходят серые нитки.
Бисер:
Японский бисер Delica № 11 - DBR. (круглый или цилиндрический). DBC (граненый) и DBL (крупный).
Граненая рубка - это очень красивый, искристый стеклянный бисер, но выбор цветов рубки ограничен.
Стеклярус — отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3—10 мм.
Блестки — тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластических масс диаметром от 2 до 20 мм.
Проволока: Для бисера используется почти во всех изделиях. Ее толщина зависит от формы изделия и в каждом случае указывается. Для мелких листьев и лепестков тонкая проволока - № 30 с зеленым покрытием, № 28 для бисера или плавкая на 8 ампер.