Слайд 2
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.
(В.А.Сухомлинский)
Слайд 3
Проблема организации
художественно-творческой деятельности является объектом психолого-педагогических и методических исследований. Художественная
составляющая этой деятельности, как считают учёные, - форма эстетического познания действительности с целью создания произведений, способных вызвать у людей чувственные эстетические реакции, перерастающие в особого рода духовное наслаждение.
Слайд 4
Человеческие чувства представляют
собой субъективную оценку объективных событий. Всякая реакция человека на
жизненные события эмоционально окрашена, и именно эта эмоциональная окрашенность делает реакции индивидуальными.
Слайд 5
1) Укрепление в каждом ребёнке веры в себя,
в свои возможности познавать и преобразовывать мир;
2) развитие у
детей чувства красоты, радости от чего-либо сделанного ими самими для близких, друзей и других людей.
Главные результаты обучения
Слайд 6
Вместе с тем ученики
начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций,
ярко выраженное стремление схватывать необычное, готовность усваивать новые знания, а также подражательность и и доверчивое подчинение авторитету учителя. Всё это способствует многовариантному познанию мира.
Слайд 7
Творческое начало в обучении возможно лишь при наличии
определённых принципов:
потребность в поиске, положительной мотивации, вариативности путей организации
усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;
- сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
приоритета целостности восприятия, оценки другого человека и самого себя;
- осознания и нивелировки стереотипов мышления и самовыражения.
Слайд 8
Наиболее существенными педагогическими принципами для развития творческой активности
детей, по мнению современных исследователей, являются изменение характера деятельности
– создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе.
Слайд 9
Принципы эффективной организации художественно-творческой деятельности:
1.Восприятие ребёнка как личности
вне зависимости от того, что и как он делает,
безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть. Безусловное принятие происходит тогда, когда к внутреннему опыту (чувствам, мыслям, навыкам, ощущениям и т.д.) другого человека относятся как к ценному и неповторимому. Учитель даёт понять своему ученику, что его любовь и принятие постоянны. Безусловное позитивное принятие ребёнка значимыми для него людьми является одним из ключевых принципов в гуманистической концепции.
Слайд 10
2. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям
творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей,
мыслью, поделкой ученика. Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям – своих детей. Таким образом, мы изменяем социальный статус ученика, повышаем престиж творческого мышления, что ведёт к осознанию ребёнком ценности творческих черт своей личности.
Слайд 11
3.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения
чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения. Такая свобода способствует
развитию воображения, фантазии, самостоятельности.
Слайд 12
4. Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих
достижений младших школьников важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а
не ориентироваться на общепринятые стандарты. Так, готовится почва для дальнейших успехов, для позитивного самосознания учеников, приобретение ими уверенности в себе. Форма поощрения должна быть гибкой, чтобы через некоторое время она не стала привычной. Самое главной, чтобы ученик испытывал радость собственного открытия.
Слайд 13
5. Творческая позиция педагога. Психологи считают: чтобы ученик
развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять
контроль сознания, нужно изменить структуру сознания; необходим позитивный образец творческого поведения. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью.
Слайд 14
Использованная литература:
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.,1990.
Мелик-Пашаев А.А.
Психологические проблемы эстетического воспитания школьников // Вопросы психологии. 1989.№1.
Тряпицина
В.А. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.1989.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.