Слайд 2
Этапы научной биографии
В 1871 году Максим Максимович окончил Харьковский университет со
степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского при университете
на кафедре государственного права европейских держав после представления работы «О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции».
В 1872—1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине, затем в Париже, где слушал лекции во французском колледже, высшей свободной школе политических наук и школе хартий и Лондоне. По его словам, именно в Англии он сформировался как ученый. Здесь он общался с известными учеными того времени - Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом,, К. Марксом.
Слайд 3
С 1877 по 1887 год преподавал в Московском Университете. В 1880 защитил докторскую диссертацию
«Общественный строй Англии в конце средних веков». В апреле
1879 участвовал в работе первого земского съезда в Москве.
В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы. Выступал с лекциями в Стокгольме, Оксфорде, Брюсселе, Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.
Этапы научной биографии
Слайд 4
В 1887 году Ковалевский вынужден уехать за границу.
Поселившись во Франции, он погрузился в научную работу. Именно
в эти годы им написаны самые известные научные труды. «Происхождение современной демократии» в (1895), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1896), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1898), «Развитие на-родного хозяйства в Западной Европе» (1899) и др., принесшие ему славу социолога, юриста, историка.
В 1901 году вместе с Е. В. Де Роберти и Ю. С. Гамбаровым основал в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где проходили обучение российские политики оппозиционного направления.
Этапы научной биографии
Слайд 5
Только в 1905 году Ковалевский возвращается на Родину,
уже ученым с мировым признанием. В его творчестве органически
переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнология, публицистика. В каждое из названных направлений М. М. Ковалевский внес свой вклад, создал научные школы и традиции. С его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии и т. д.
Этапы научной биографии
Слайд 6
Социология как наука
Социология по Ковалевскому - наука об
организации и эволюции человеческого общества. Организация общества и его
эволюция -таковы два основных раздела социологии, которые начиная с Конта характеризуются как социальная статика и социальная динамика.
Слайд 7
Историко-сравнительный метод
Сравнивая развитие народов разных стран и эпох,
можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В
связи с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.
Сравниваемые явления брались Ковалевским, как правило, не в статике, а в динамике, в их исторической эволюции, что позволяло изучать как общие закономерности исторического процесса, так и специфические особенности развития тех или иных обществ. На данной основе увеличилась возможность социологического прогнозирования и исторического предвидения, что повышало практическое значение социология. Это для Ковалевского было чрезвычайно важным.
Слайд 8
Роль в становлении социологического образования в России
Будучи за
границей, в 1901 г. со своими единомышленниками (Е. де
Роберти, Ю. Гамбаров и др.) он создает в Париже Русскую высшую школу общественных наук, фактически первый российский факультет социологии.
Школа способствовала либерализации социогуманитарного образования в России и послужила основой развития социологического знания и образования; во-вторых, ее традиции, опыт в дальнейшем пригодились в России в преподавании социологии, в ее институционализации.
Слайд 9
Опыт Русской высшей школы общественных наук был использован
также при создании в 1908 г. Народного университета А.
Шанявского в Моск-ве, который сыграл огромную роль в развитии и демократизации высшего образования.
В 1908 г. М. Ковалевский создает вместе с Е. де Роберти и при поддержке акад. В. М. Бехтерева первую в России кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте.
Роль в становлении социологического образования в России
Слайд 10
Говоря о месте Ковалевского в институционализации социологии, надо
вспомнить и подготовку им индивидуальных и коллективных работ, которые
способствовали определению ее предмета, нахождению этой наукой своего места среди других социогуманитарных наук и развитию ее методов.
По инициативе Ковалевского и де Роберти изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913—1914).
Роль в становлении социологического образования в России
Слайд 11
С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии
при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете (1912). Создание самостоятельного
научного общества, конституирующего социологию, было мечтой Ковалевского и его единомышленников.
Создано Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского, которое было создано в 1916 г., при активной поддержке научной общественности
Роль в становлении социологического образования в России
Слайд 12
Ковалевский сыграл большую роль и в институционализации мировой
социологии. Он являлся членом и президентом «Международного института социологии»
(1894) и членом «Общества социологов» в Париже (1895).
Роль в становлении социологического образования в России
Слайд 13
Многофакторная основа общества
Ковалевский указывает на роль многих факторов
общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и
т. д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.
С позиций подобного плюрализма, т. е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике односторонность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.
Слайд 14
«Генетическая социология»
Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения
Ковалевским предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей
целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...».
Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д.
Слайд 15
Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была
направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике»,
в частности в России. «Вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов, - писал он, - имеют особый интерес для русских, ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала...».
Таким образом, она включает в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляет своеобразный вид социокультурной антропологии, направления, которому в последние годы уделяется большое внимание в нашей стране.
«Генетическая социология»
Слайд 16
Теория прогресса
Он писал, что основным законом социологии является
закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы
«раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».
Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя или топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» -всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основное содержание общественного прогресса.