Слайд 2
Цели и задачи сценариста-нарративщика на проекте
Цель: создание интересной
увлекательной истории для игры
Задачи:
Создание или фиксация идейного содержания игры
Ориентация
на вкусы и потребности целевой аудитории
Подготовка и ведение необходимого контентного содержания истории (lore, система персонажей, сюжет), поддержание контентного содержания в актуальном виде и в формате, удобном для использования командой
Создание сценарного документа
Контроль над имплементацией сценария в игру
Создание и поддержание погружения игрока в историю
Контроль за наличием и использованием нарративных инструментов
Отслеживание и правка багов в когерентности подачи истории
Отслеживание и устранение лудонарративного диссонанса
Контроль над подачей текстов в игре, если они есть
Контроль над локализацией
Контроль над звукозаписью прямой речи персонажей и аудио-нарративом
Поддержка позиционирования игры в маркетинговых материалах
Слайд 3
Этапы работы над историей в игре
Идейное содержание
Контент для
препродакшна
Сценарный документ
Сценарный прототип
Нарративный дизайн
Слайд 4
Идейное содержание – функции
Без идейного содержания игра будет
пуста. Геймплей может быть сколь угодно захватывающим и приятным,
но без идейного содержания игра превращается в абстракцию. Само по себе это не хорошо и не плохо. Есть разные типы игр. Но если вы хотите, чтобы игроки испытали погружение в игру (immersion), а не только вовлечение в игровой процесс (engagement), нужно проработать идейное содержание. Повторюсь, и без идейного содержания игра останется игрой и может быть очень увлекательной (engaging). Вопрос в том, достаточно ли вам этого.
Если вы хотите, чтобы в вашей игре была история, чтобы игроки получили определенный контролируемый опыт, погрузились (immerse) в происходящее – необходимо проработать идейное содержание.
Подытоживая: функция идейного содержания – фундамент для вовлечения игрока в историю, создания определенного контролируемого опыта.
От идейного содержания отстраивается контентная часть.
Слайд 5
Что входит в идейное содержание?
Вижн игры = идеальная
реализация игры в вашем воображении. Какой вы хотите, чтобы
игра была на выходе? Документ для внутреннего использования.
Вижн игры включает в себя идею игры. Идея игры – очень общее понятие, формулировка ответа на вопрос, о чем будет ваша игра.
Референсы: и игры, и иные медиа. Вообще, что угодно, что является для вас ориентиром.
Определение и портрет целевой аудитории (ЦА в дальнейшем).
Ваши ценности, как базис для конфликта.
Тематика и проблематика игры.
Основной конфликт. Стороны. Место игрока в конфликте.
Месседж, который вы хотите донести до ЦА или его отсутствие (имейте в виду, это тоже позиция).
Концепт-документ, в котором сформулирована идея игры, геймплей. Документ для внешнего использования.
УТП (USP) и/или отличия вашей игры от остальных 100500 игр. Ответ на вопрос «почему ЦА будет играть в (именно) мою игру?»
Ясное понимание, кто игрок. В чем его цель и профит. И как ЦА, и в рамках истории. И какими средствами (геймплей) он будет этого добиваться.
Слайд 6
Документация по идейному содержанию
Вижн-документ для команды (лучше в
виде презентации, меньше текста, больше картинок и референсов)
Концепт-документ для
показа внешним людям (оптимально 1-2 страницы)
Слайд 7
Контентное содержание - функции
Фундамент для создания сценарного документа.
Информация, связанная с историей игры, для художников, геймдизайнеров, левел-дизайнеров,
звукорежиссеров, аниматоров, локализаторов, катсценщиков, моделлеров – в общем, всех, кто занимается внутриигровым контентом.
Слайд 8
Что входит в контентное содержание?
Lore – база знаний
о мире игры, его истории, бекграунде персонажей, обосновании правил
игры с точки зрения сеттинга.
Персонажи и все, что их касается – и их lore, и система взаимоотношений персонажей, их арки развития, мотивация, описания и характеристики, в тч речевые (если нужно).
Сюжет – та часть истории, которую непосредственно получит игрок. То, что происходит за рамками сюжета игры, относится к предыстории – то есть к lore.
Слайд 9
Порядок работы над контентным содержанием
Раньше всего обычно(!) понятно,
что мы хотим от сюжета. Фиксируем хотелки по сюжету
и ожидания ЦА от сюжета.
Составляем список необходимых персонажей и требования к ним от сюжета и ЦА. Фиксация арок значимых персонажей.
Сеттинг: а) проработка истории мира, значимой для сюжета, б) проработка бекграунда персонажей, значимых для сюжета, в) проработка описания локаций, задействованных в игре, г) прочее по остаточному принципу и по степени важности для истории игры / опыта игрока.
Персонажи: когда есть бекграунд, создаем подробное описание личности и мотивации героев, систему отношений между персонажами.
Сюжет: когда есть прописанные герои, исходя из логики их развития и поведения, уточняем и выстраиваем подробную версию сюжета.
Слайд 10
Документация по контентному содержанию
Библия мира, или Вики –
хранилище всей информации по lore и персонажам.
Сюжет, зафиксированный в
наглядном виде (внимание, это еще не сценарий!).
Слайд 11
Сценарный документ - функции
Адаптация сюжета игры для имплементации
(встраивания) его в игру.
Документ, с которым сможет работать ответственная
за его имплементацию часть команды (геймдизайнеры, левел-дизайнеры, нарративные дизайнеры, катсценщики, звуковики и пр.).
Слайд 12
Как выглядит сценарный документ?
Так, как это удобно команде.
Если команде удобно в Excel – значит в Excel.
Если
команде удобно в Word – значит в Word.
Если команде удобно в Articy:Draft – значит в Articy:Draft (подставить название редактора).
Слайд 13
Сценарный прототип - функция
Чтобы в вашей игре была
хорошая история, хорошего сценария недостаточно. Нужно, чтобы этот сценарий
был грамотно перенесен (имплементирован) в игру.
Функция сценарного прототипа – проверить, как сценарий переносится в игру.
Сценарных прототипов может быть несколько – каждый проверяет отдельный аспект.
Например, мок-ап катсцены – или сториборд – это тоже своеобразный сценарный прототип. Он показывает, насколько определенный кусок истории нагляден.
Слайд 14
Что можно проверить сценарным прототипом?
Темп (Pacing) – скорость
подачи и восприятия истории. В игре этот параметр даже
более критичен, чем в кино. Потому что в игре геймплей может непредсказуемо влиять на темп истории, и это нужно учитывать в нарративном дизайне.
Композиция – удачность расположения событий истории относительно времени, геймплея, длины сессии, последовательности событий. Где событие затянуто, где наоборот слишком много всего и непонятно, что происходит. Где история буксует, где наоборот не дает перевести дух. Является ли кульминация действительно значимым событием для игрока? Достаточно ли времени отведено на завязку? А на развязку? И так далее.
Эмоции – удается ли довести игрока до слез (если это нужно), до смеха (это всегда нужно), до страха (если у вас хоррор), до розовых соплей (если есть романтика). Удается ли истории, а не багам вызвать ярость? Другие эмоции добавьте по вкусу и проверьте их вызываемость на живых людях.
Конкретные инструменты. Как работает подача текста? В удачном ли месте расположены катсцены, комиксные вставки или иной отъем управления у игрока? Получает ли игрок достаточно информации из аудиального канала (например, аудио-записи дневников или речь Нарратора)? Достаточно ли красноречив environmental storytelling? И так далее.
Слайд 15
Что еще нужно знать о сценарном прототипе?
Сценарный прототип
собирается на движке.
Сценарный прототип работает тогда, когда дает вам
полное представление об имплементации сценария в игру.
В идеальном варианте – вы должны пройти историю в игре и убедиться, что она потрясная и работает на ваш замысел / создает у игрока необходимый опыт - до того, как настрогали газиллион дорогого контента, который может в итоге не понадобиться.
Слайд 16
Нарративный дизайн – что это такое?
Нарративный дизайн –
это искусство рассказывать истории в играх, используя ВСЕ доступные
инструменты.
Нарратив – это:
Определенный контролируемый игровой опыт, который получает игрок
Уникальное прохождение конкретного игрока
Совокупность инструментов для рассказа истории
В некоторых контекстах нарратив = повествование. Но значение термина шире + не включает в себя ряд коннотаций, которые имеет слово «повествование» (например, процесс рассказа истории, который обозначается другим словом – сторителлинг). Поэтому полный знак равенства между ними все же поставить нельзя.
Слайд 17
Нарративный дизайн - функция
Пресловутая имплементация (встраивание, перенос) истории
в игру
Почему «имплементация»? – потому что это слово имеет
значение «нежное и органичное выращивание истории в игре так, чтобы она соединилась с геймплеем в алхимическом браке и породила в рецепторах игрока убойный коктейль дофамина, адреналина и других клевых химических соединений, которые гарантируют незабываемый и чрезвычайно приятный опыт». Еще нежней, чем секс. Одним словом – имплементация.
Слайд 18
Инструменты нарративного дизайна
По нисходящей мощности
Механика и геймплей –
все, что относится к кинестетическому каналу восприятия (нельзя избежать,
являются душой и сущностью самой игры)
Арт, анимация, sfx (environmental storytelling тоже тут) – все, что относится к визуальному каналу восприятия (нельзя отключить, но можно не обратить внимания)
Звук (и озвучка персонажей, и музыка, и вообще любые звуковые эффекты – все, что относится к аудиальному каналу восприятия (можно отключить)
Катсцены и комиксы (можно пропустить, если нельзя = агро игроков)
Текст (проще всего пропустить)
Слайд 19
Священная корова нарративного дизайна
ПОГРУЖЕНИЕ (immersion) = игрок настолько
погружается в историю, что забывает про внешний мир. Не
путать с ВОВЛЕЧЕНИЕМ (engagement) = игрок попадает в поток игрового процесса.
Если что-то ломает погружение, история идет псу под хвост. Ни один профессиональный нарративщик такого не потерпит и сделает все, что в его силах, чтобы создать и сохранить погружение игрока.
Слайд 20
Правила нарративного дизайна
К – когерентность. Священный алхимический брак
геймплея и истории. Учитесь у мастеров. Это не миф,
с самого зарождения игры как явления люди умеют это делать. См. древние настольные игры.
Избегание лудонарративного диссонанса. ТОЛЬКО если он грозит весомой части аудитории. Пару человек всегда задиссонансит, всем угодить невозможно.
Использование оптимальных нарративных инструментов. Контроль юзабилити неоптимальных инструментов (например, читабельность текста, дублирование важной информации в скипаемых катсценах через другой источник, итп).
Осторожное отношение к геймизмам. Лечим их, если они мешают погружению.