Слайд 2
Ниндзя
Ниндзя — средневековые японские шпионы и диверсанты, разработавшие
свое загадочное профессиональное искусство нин-дзю-цу, являются самыми знаменитыми (после
самураев) воинами Японии, а по степени современной популярности даже опережают их.
Слово ниндзя записывается двумя иероглифами: нин (в другом прочтении синобу) — 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком); и ся (в более звонкой форме дзя; в другом прочтении моно) — «человек». Существительное синоби, образованное от
глагола синобу, означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража. Слово ниндзя появилось лишь в XX в. Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов — синоби-но моно, буквально, «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек». Так в Японии начиная с XIV в. называли лазутчиков.
Синоби был далеко не единственный термин для обозначения представителей шпионской профессии. В источниках встречаются упоминания о кандзя («шпион», «человек, [проникающий через] отверстие»), тёдзя («шпион»), камари («пригибающийся»), уками-бито («вызнающий человек»), суппа («волны на воде», «проникающие [куда-либо] волны»), сэппа (то же), раппа («мятежные волны»), топпа («бьющие волны»), мокши («слушающие»), тоомэ («далеко [видящие] глаза»), мицумоно («тройные люди», «растраиающиеся люди»), дацуко («похитители слов»), Иероглиф кёдан («[подслушивающие] болтовню за угощением»), яма-кугури («подлезающие под гору»), куса («трава») и т. д.
Слайд 3
Общая характеристика
Согласно легендам, ниндзя были отважные, тренированные люди,
прошедшие ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве
ниндзюцу, которое включало в себя очень много умений. Ниндзя должен был прежде всего добывать нужную информацию, а также владеть любым предметом, как оружием (основа — обучение владению оружием и принцип подобия использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое.
Слайд 4
Инициация проводилась, как и в самурайских семьях, в
15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению
дзэн-буддизма и сянь-даосизма. Есть предположение, что своим происхождением ниндзя связаны с ямабуси.
Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того — они были «хинин» — вне структуры общества, не имели своего признанного места в нём, а могли занимать любое, хотя своё место было даже у крестьянина, торговца. Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. Иногда кланы ниндзя пополнялись самураями, потерявшими своих покровителей (так называемыми ронинами). Само применение термина «клан» неверно, поскольку он предполагает обязательное существование родственных уз, что было далеко не всегда. К XVII в. насчитывалось 70 кланов ниндзя. Самыми могущественными были школы Ига-рю и Кога-рю. Формирование сословия ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя заняли место разветвлённой шпионской сети. Более того — «нин» (иное прочтение «синоби») значит «тайный», они не могли действовать явной силой. Сама природа ниндзюцу этого не позволяла. Однако, «демоны ночи», как их называли, наводили ужас на самураев и князей. В то же время, ниндзя практически никогда не убивали крестьян, так как те могли им всегда помочь. Кроме того, убийство не было основным профилем ниндзя. Их призвание было — шпионаж и диверсии. Личина торговца, циркового акробата, крестьянина — все они помогали скрытно передвигаться по стране, а другие такие же люди создавали массовку, позволяя оставаться скрытыми, оставаясь на виду.
Слайд 5
Ниндзя выходят на историческую арену в X в.,
их расцвет приходится на 1460—1600 гг., эпоху воюющих провинций
и объединения Японии; очень широко используются Токугава Иэясу при противостоянии с претендентом на пост военного правителя Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими, которое длилось около 15 лет. В 1603 г. первый сёгун Токугава, вполне логично рассудив, что организация ниндзя может быть использована против него недовольными исходом войны даймё, спровоцировал два крупнейших клана ниндзя, Кога и Ига, на противостояние. В результате к 1604 г. от общества ниндзя остались немногие, которые впоследствии присягнули на верность лично сёгуну. Кроме того, в связи с прекращением феодальных войн и установлением внутреннего мира с сёгунатом Токугава ниндзя пропадают с политической арены за отсутствием спроса.
Слайд 6
Кланы и школы ниндзя
Всего существовало несколько десятков кланов
ниндзя по всей Японии, но наибольшую известность получили кланы
уезда Кога и провинции Ига. Уезд Кога контролировала коалиция кланов «53 семьи Кога». Провинция Ига была разделена между 3 крупными кланами: Момоти на юге, Хаттори в центре и Фудзибаяси на севере. В этих двух районах сформировались важнейшие школы ниндзя: Кога-рю и Ига-рю.
Слайд 7
Рукопашный бой ниндзя
По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы
рукопашного боя ниндзя не существовало. Кланы ниндзя использовали старую
форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.
Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.
Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками.
Упор на ведение боя в малых помещениях.
Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади и пр.)
Упор на приемы ошеломления противника.
Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.
При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.
Слайд 8
Маскировочный костюм ниндзя
По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя никогда
не использовали черный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и
романах. Днем ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или темно-серые оттенки. По мнению Горбылева именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно черный костюм резко выделяется в этих условиях.
Слайд 9
Оружие ниндзя
Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью
убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и
способов бесшумного и незаметного убийства. Помимо обычных для средневековой Японии видов оружия, таких как меч или стрелковый лук, ниндзя использовали весьма специфические виды оружия.
Слайд 10
Сюрикэн
Сякэн (яп. 車剣?, меч-колесо) — метательное оружие в
виде металлической звезды с лезвиями или шипами вместо «лучей»,
которое наиболее часто ассоциируется с ниндзя. Также известен вариант названия «сюрикэн» и разговорное «звёздочка».
Слайд 11
Кусаригама
Кусаригама — это серп или коса с цепью
на конце рукояти. Предположительно, искусство владения этим оружием (кусари-кама-дзюцу)
появилась либо в 14-м, либо в 17-м веке. Возможно, применение серпа ниндзя было связано с необходимостью маскировки оружия под обыденный сельскохозяйственный инструмент. Является соединением кама и манрики-кусари, где цепь обычно имеет длину 2,5 м, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 0,6 м длиной и наконечник 0,3 м. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал.
Слайд 12
Использование ядов
В средние века ниндзя широко применяли яды.
Наиболее известным и описанным в литературе способом убийства при
помощи яда является скатывание капель ядовитого вещества в рот или ухо жертвы по свешенному сверху шнурку или нити. Ниндзя разделяли яды на три категории: медленно действующие яды, или «гёку-ро», получаемые ниндзя из особого сорта зелёного чая; яды, действующие через небольшой промежуток времени (мышьяк, ликорис); яды, убивающие мгновенно, или «дзагараси-яку».