Слайд 2
онтология (от греч. оntos- сущее, бытие и logos
– учение) – учение о сущем.
Главным понятиями являются
категории бытия и небытия, охватывающее природу, общество, человека, культуру.
Эвристическая значимость таких предельно широких понятий, как «бытие», «небытие», «действительность» и другие, заключается в том, что они позволяют через общее познать и понять конкретное, единичное.
Бытие – это нечто существующее, это то, что есть.
Противостоит бытию небытие – как ничто, как то, чего нет.
Бытие следует рассматривать не в статике, а в динамике, как процесс. В ракурсе такого подхода можно выделить: прошлое бытие – как то, что было когда-то, но сейчас его нет будущее бытие – как-то, что будет когда-то, но сейчас его нет; настоящее бытие – как то, что существует здесь и сейчас, как актуальное бытие, как сущее, которое именуется действительностью.
Слайд 3
Прошлое настоящее и будущее бытие в своем единстве
формируют реальность.
Реальность – это совокупность существовавшего, существующего и
могущего существовать во всех сферах природы и общества.
Ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, называют жизненным миром.
Часть жизненного мира называют повседневной реальностью – это мир человека в системе различных явлений, связанных с другими людьми. Повседневная реальность, например, это уборка квартиры, закупка продуктов, приготовление пищи, работа, учеба и т.п.
Слайд 4
Повседневной реальности противостоит системный – нормативно-оценочный мир, подчиняющий
человека, диктующий ему моральные, правовые, политические и другие правила
и требования.
Он регламентирует жизненный мир человека (с такого-то возраста можно идти в школу, вступать в брак, привлекаться к уголовной ответственности, участвовать в выборах органов власти и т.д.), предписывает, как вести себя, скажем, по отношению к старшим, к женщинам, к нуждающимся в помощи.
Повседневная реальность и системный мир формируют жизненный мир как реальность, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Одно из важнейших мест в нем принадлежит правовой реальности.
Слайд 5
Правовая реальность является способом организации и интерпретации определенных
аспектов социальной жизни, бытия человека.
Бытие права отличается от
бытия собственно социальных объектов. Ибо мир права – это мир долженствования, а не существования.
Введение в правоведение категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться.
Слайд 6
Правовая реальность представляет собой систему, существующую в рамках
человеческого бытия. Как любая система она состоит из элементов,
наделенных индивидуальными функциями.
Слайд 7
С точки зрения элементного подхода правовая реальность представляет
собой надстроечное явление, включающее:
правовые учреждения;
правовые отношения;
правовое
сознание.
Слайд 8
Правовые учреждения - это специально созданные государством органы
и организации, которые регулируют правовые отношения, формирующие у граждан
правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве.
Это: суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения, органы дознания и др.
Слайд 9
Правовые отношения – это все социальные взаимодействия,
детерминированные правом. Они охватывают и материальную, и духовную жизнь
общества.
Право через нормированную законами деятельность вплетено в экономические отношения – в отношения производства, обмена, потребления и распределения материальных благ; это закрепление юридических прав на собственность и др.
Слайд 10
Люди, занимающиеся производственной деятельностью, вступают друг с другом
не только в производственные, но и в правовые отношения.
В частности, в сфере собственности они касаются права владения и не владения. В этом смысле отношения собственности становятся правовыми. Сами правовые отношения активно влияют на экономические отношения, тормозят или ускоряют их развитие.
Несоответствие правовых отношений изменившимся экономическим экологическим демографическим и другими материальным условиям порождает конфликтные ситуации, ведет к обострению социальных противоречий. Будучи зависимыми, от экономических отношений и призванными защищать их, правовые отношения не всегда «поспевают» за изменениями материальной жизни. Это происходит, прежде всего, потому, что правовые отношения выражают интересы не всего общества, а определенных групп (классов, кланов, конфессий, властной элиты), которые заинтересованы в сохранении удовлетворяющего их статус-кво.
Слайд 11
В силу этого правовые отношения становятся субъективизированными, а
правовая деятельность организуется таким образом, чтобы защитить властные и
экономические интересы господствующей группы.
Таким образом, правовые отношения формируются в процессе деятельности индивидов, социальных групп, регламентированной правовыми нормами.
Такие отношения являются объектно-субъективными так как зависят от объективных условий, и от субъективного права.
Слайд 12
Правовое сознание – это осознанная правовая реальность, жизненный
мир человека, отраженный с точки зрения законного и незаконного
в идеях, теориях, научных и эмпирических знаниях, обычаях и традициях, чувствах и эмоциях.
Основным содержанием правового сознания выступает знание о требованиях установленных норм. Человек всегда имеет представления о содержании требуемого и о последствиях в виде санкций в случае несоблюдения нормы.
По своей природе правосознание идеально, являясь отражением правовой реальности, материальных отношений. Однако, будучи отраженным и осознанным, оно материализуется в практических поступках, в деятельности людей. Как сознание вообще, правовое сознание субъективно, формируется обществом, зависит от общества. В тоже время правосознание общества объективно по отношению к индивиду или группе людей.
По этому у каждого индивида, у каждой социальной группы существуют элементы собственного правосознания, не совпадающие с правосознанием общества в целом.
Слайд 13
Теоретический уровень – это система научных знаний о
праве (наука) и правовая идеология.
Правовая наука (юридическая наука) изучает
право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности.
Она обеспечивает научность и процесса формирования правового сознания, и самого правового сознания как отражения правовой реальности, опирающегося на знание объективных закономерностей общественного развития.
Правовая идеология есть система правовых идей, теорий, воззрений, норм, регулирующих поведение людей в обществе, а также система оценок этих норм гражданами конкретного государства.
правовая идеология выступает защитницей интересов определенных социальных групп – правящей элиты, класса, религиозной конфессий.
В каждом обществе всегда наличествуют разные правовые идеологии : идеология власть предержащих и идеология обездоленных.
Слайд 14
Обыденный уровень – это отражение правовой реальности в
виде эмпирических знаний, а также правовая психология.
Эмпирические правовые знания
– это знания, полученные социальным субъектом на основе собственного социально-правового жизненного опыта. Таково, например, знание о воздаянии за совершенный проступок.
Правовая психология – совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний, обрядов, обычаев, навыков и привычек, в которых отражается жизненный мир человека, его повседневная правовая реальность. В отличие от идеологии в правовой психологии меньше группового, меньше политического интереса, но больше подлинно человеческого. Формируясь стихийно, в основном опытным путем, она более консервативна, чем идеология, и менее подвержена изменениям связанным со сменой власти.