Слайд 2
План
Термин Эстетизм
Эстетизм Уайльда
Заключение
Слайд 3
Эстетизм - литературная доктрина, согласно которой
красота является высшей ценностью и единственной целью искусства, а
поиск красоты в различных её проявлениях - смыслом жизни. П.Бурже писал: «Сложить жизнь из впечатлений искусства, и только из них, - такова была в простейшем изложении программа эстетов».
Слайд 4
Эстетизм сформировался в Англии в
среде денди и снобов последней трети XIX века. Главой
английского эстетизма был оскар Уайльд (1854-1900), ирландец по происхождению, был поэтом, прозаиком, драматургом, но прежде всего он запомнился жизнестроением, в результате которого задумал и попытался выстроить свою жизнь как произведение искусства. Теория красоты, положенная в основание собственного творчества, биографии и получила название эстетизма.
Слайд 5
Об Уайльде сохранилось множество легенд
и анекдотов. Он сознательно давал для них повод, так
как хотел поразить воображение, напомнить современникам об утраченном ими чувстве прекрасного, которое Уайльд связывал прежде всего не с природой, а с искусством. Цветок, конечно, прекрасен, но не настолько, чтобы ему нельзя было придать большее совершенство, коснувшись лепестков кистью, что Уайльд и делал, прежде чем вдеть гвоздику в петлицу своего фрака. Уайльд был убеждён в том, что «художник — тот, кто создаёт прекрасное». Другой цели у художника нет. Однако есть ли иная цель у искусства, должно ли оно, как ранее полагали, чему-то учить, что-то выражать, кроме самого себя? Из своей эстетической теории Уайльд не смог вполне исключить ни вопрос о пользе искусства, ни вопрос о том, способно ли искусство дать нам знание жизни.
Слайд 6
Уже первый поэтический сборник Уайльда
– Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению
декаданса (фр. decadence – упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы («Кисть», «Перо и отрава», «Истина масок», «Упадок искусства лжи», «Критик как художник»).
Слайд 7
Отрицание социальной функции искусства, приземленности,
правдоподобия, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое
отражение в известных произведениях Уайльда – его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса («Счастливый принц» и другие сказки, 1888; «Гранатовый домик», 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.
Слайд 8
В 1888 году Уайльд
издал сборник сказок «Счастливый Принц и другие сказки». «На
высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукояти его шпаги. Все восхищались Принцем». Но сам Принц далеко не счастлив, потому что он поставлен так высоко над городом, что ему «видны все скорби и вся нищета» его столицы. Принц обладает безусловной красотой, но должна ли быть красота равнодушной к окружающему миру? Принц не умеет быть равнодушным. Он просит ласточку, которая задержалась в городе и ещё не улетела на зиму в Египет, сначала отнести рубин больному мальчику, потом сапфиры — бедному сочинителю и девочке, торгующей спичками, которую прибьёт отец, если она возвратится без денег. А затем — по листочку — всё его золото было роздано нуждающимся в нём.
Слайд 9
Тогда-то отцы города и заметили,
что их Принц — оборвыш, а у его ног
лежит мёртвая птица. Статую переплавили (чтобы впоследствии заменить статуей мэра), а тело птицы выбросили на кучу сора, куда полетело и оловянное сердце статуи: хотя и разбитое от людских страданий, оно никак не хотело расплавиться в огне. Уайльд поэтизирует деятельное добро. Статуя счастливого Принца обнаруживает внимательное и сочувственное отношение к людям. Принц стремится помочь тем, кто живет в нищете. Так может ли красота быть полезной? Подразумевая этот вопрос, Уайльд играет двумя английскими словами. Когда о пользе говорят отцы города, они пользуются словом practical. Но есть и другое слово — useful. Первое на языке Уайльда подразумевает узкую практичность — пользу для себя. Второе — возможность быть полезным для других. В этом втором смысле красота оказывается подлинно полезной.
Слайд 10
В 1889 г. Оскар Уайльд
написал пьесу «Упадок искусства лжи», в которой достаточно полно
излагает свои взгляды на искусство, красоту, на соотношение искусства и жизни. Построенная в виде диалога, пьеса отображает два взгляда на искусство. Общее для обоих действующих лиц позицией стало положение о кризисном состоянии современного искусства. Но один из оппонентов – Сирилл считает, что спасение для искусства может быть найдено только в возвращении к природе, к жизни. Мысли его оппонента Вивиана более радикальны. Любоваться природой! Могу тебе с радостью сообщить, что я потерял всякую к этому способность. Утверждается, что Искусство пробуждает в нас любовь к Природе, открывает нам ее тайны, и что после внимательного изучения Коро и Констебля мы начинаем замечать в ней то, что ранее ускользало от нашего внимания. Мой же опыт показывает, что чем более мы изучаем Искусство, тем менее нас заботит Природа
Слайд 11
Что Искусство воистину открывает нам -
это безыскусность Природы, ее забавную грубоватость, ее чрезвычайную монотонность
и полную незавершенность - таковы мысли Вивиана. По его мнению, природа всегда отстает от времени, а жизнь - растворяет искусство, и как враг, разоряет его жилище. Искусство принимает жизнь, как часть своего исходного материала, воссоздает ее, придает ей свежие формы, оно игнорирует факты, изобретает, придумывает, мечтает и ограждает себя от реальности непроницаемой преградой из изящного слога, прикрас или идеализации. На третьей стадии Жизнь берет бразды в свои руки, и Искусство отправляется в изгнание
Слайд 12
Также, согласно утверждению Вивиана, не
искусство должно подражать природе, а жизнь держит зеркало перед
искусством. «Искусство ничего не выражает, кроме себя самого… Ему нет надобности быть реалистичным в век реализма или спиритуальным в век веры. Ни в коем случае оно не воспроизводит свой век. Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни. Это происходит оттого, что в нас заложен подражательный инстинкт, а также и оттого, что сознательная цель жизни – найти себе выражение, а именно искусство указывает ей те или иные красивые формы, в которых она может воплотить свое стремление. «Искусство никогда не выражает ничего, кроме себя самого. Это принцип моей новой эстетики».
Слайд 13
Заключение
1. Эстетизм как новое литературное
направление возник в конце XIX века и внес в
литературу новые взгляды и ценности, главной из которых является красота - высшая ценность и единственная цель искусства, а поиск красоты в различных её проявлениях - это смысл жизни. Эстетизм порвал с классической эстетикой, восходящей к античной традиции, основанной на идее неразрывного единства добра и красоты, нравственного и эстетического, физического и духовного. Эстетизм не просто отделяет красоту от добра, но зачастую противопоставляет их друг другу. Одна из важнейших задач эстетизма - убеждение, что искусство существует для самого искусства.
Слайд 14
2. Оскар Уайльд - глава
английского эстетизма. Теория красоты, положенная в основание его собственного
творчества, биографии и получила название эстетизма. Среди ранних его произведений (сборник стихотворений 1881 г) уже прослеживается приверженность к эстетическому направлению декаданса, но наиболее ярко выражают его эстетические взгляды более поздние произведения 1890-х гг, такие, как «Счастливый принц и другие сказки», 1888; «Гранатовый домик», 1891; «Упадок искусства лжи», 1889; «Критик как художник», 1890. Наиболее полно он раскрыл проблематику своего творчества в своем единственном романе – «Портрет Дориана Грея», 1891. Уайльд был одним из первопроходцев нового искусства, утверждая, что искусство − зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а совсем не жизнь. Поднятая Уайльдом тема оказала большое влияние на последующее развитие европейской эстетики.
Слайд 15
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному,
необходимо отметить, что роман «Портрет Дориана Грея» является объединением
всех основных эстетических положений, которые были затронуты Уайльдом в предыдущих его произведениях. «Портрет Дориана Грея» есть полное воплощение его эстетической теории.