Слайд 2
Политизированная НМС - это та начальная
точка отсчета, та среда, из которой может начать формироваться
то или иное новое радикально-политическое движение, с которого начинают и начинали путь очень многие революционеры и политические движения.
Слайд 3
В зависимости от ситуации, эпохи, которая
стоит на дворе и предрасположенности его потенциальных организаторов, он
может развиваться как в направлении жесткой структуры в будущем, а также вызревать в том числе в террористическую группу, так и формироваться в умеренную общественную организацию, отходящую от политики.
Слайд 4
Особенности политизированного НМСы
1.Как правило, политизированная НМС возникает среди
студенческой молодежи
2. Политические предпочтения НМСы обычно радикальны и оппозиционны
3.Почти всегда в начале своего появления НМС возникает в форме дискуссионного кружка
4.Политизированная НМС является локальным, действующим по месту происхождения образованием
Слайд 5
5.Политизированная НМС возникает как независимое от истеблишмента, альтруистичное
образование, когда психологические мотивировки самоидентификации и самореализации у молодых
людей особенно нуждаются в конкретном приложении (хотя НМС, конечно, и может возникать под влиянием действий активистов уже существующих политических групп).
6. В результате своего развития политизированная НМС может сложиться в политическую партию или движение.
Слайд 6
В период Перестройки в конце 1980-ых годов в
СССР наблюдался всплеск молодежных субкультур и рост социально-политической активности
граждан вообще. Это было связано с процессами демократизации политического устройства страны и ослаблением контроля за политическим волеизъявлением граждан.
Слайд 7
Своеобразие МС было в том, что это были
группы, никак не вписывающиеся в систему малодемократичного советского государства.
Они мало исследовались современными отечественными культурологами, социологами, политологами.
Слайд 8
Особенностью политизированных НМС, является их радикализм. В большинстве
случаев политизированные НМСы, ввиду свойственного молодым людям неприятия `мира
взрослых`, обязательно избирают в качестве идеологии достаточно радикальные воззрения - начиная от анархизма и заканчивая ультранационализмом в самых разных формах.
Слайд 9
Часть молодых людей занимает оппозиционную позицию, объединяясь в
группы с социально-политической направленностью, самодеятельные молодежные объединения, и является
формой их своеобразной конфронтации с обществом
Слайд 10
Анархизм как политическая идеология
В основу политической теории анархизма
положена идея безвластия, безгосударственного устройства общества (от греч. "anarchia"
- безвластие). Она возникла ещё в древности в противовес идее сильной власти, по всей видимости, одновременно с появлением государства. Идейными предтечами анархизма можно считать даосистов, софистов, киников, стоиков с их стремлением к абсолютной свободе и отрицанием (в той или иной мере) государственности.
Слайд 11
Как идейно-политическое течение анархизм сложился в 40-70-е годы
XIX в. в Западной Европе.
Слайд 12
Идеология анархизма - это множество различных концепций ("радикальный
плюрализм"), объединённых между собой общим смысловым ядром - отношением
к государству.
Слайд 13
Традиционно выделяют следующие основные направления (главные модификации) анархизма:
1. Индивидуалистический анархизм. Автор - М.Штирнер (1806-1856). В основе
- идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан никакими нормами религии, права, мо-рали.
Слайд 14
2. Мютюэлистский анархизм (прудонизм). Автор - П.Прудон (1809-1865).
В основе - теория мирного преобразования общества с помощью
особой системы - безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, которые являются одновременно самостоятельными частными производителями, а также финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через "народный банк". Это позволит получить полную независимость личности от государства, которое станет ненужным и умрёт.
Слайд 15
3. Коллективный анархизм (бакунизм). Автор - М.А.Бакунин (1814-1876).
В основе - идея революционного уничтожения государства пролетариатом и
построение идеального общества, основанного на "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землёй и орудиями труда. Производство и распределение в таком обществе также носит коллективный характер с учётом вклада каждого участника ассоциации
Слайд 16
4. Коммунистический анархизм (анархо-коммунизм). Важнейший теоретик - П.А.Кропоткин
(1842-1921). В основе - "биосоциологический закон взаимной помощи", который
определяет стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, возможен только через революционное разрушение государственной власти и частной собственности.
Слайд 17
5. Анархо-синдикализм (от фр. "синдикат" - название профсоюзов).
Основной теоретик - Ж.Сорель (1847-1922). В основе - идея
уничтожения капитализма посредством революционной борьбы синдикатов (профсоюзов). При этом движущей силой выступает экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Главные формы - бойкот, саботаж, демонстрации и всеобщая экономическая стачка как высшая форма борьбы. Её победа означает переход собственности в распоряжение профсоюзов, которые организуют общественно-экономическую жизнь на социалистических принципах.
Слайд 18
Основные проблемы современного анархизма:
1. Проблема авторитета, авторитарного
руководства и основанных на нём институтов ("проблема начальника"). Для
её решения предлагается:
- децентрализация властно-управленческого аппарата государства;
- создание структур сетевого характера, располагающих не одним, а множеством центров (аналогия с сотами в ульях пчёл).
Слайд 19
2. Проблема государства как "ненужного зла":
- государство есть
"ненужное зло" и нет никаких убедительных аргу-ментов в его
пользу;
- сторонники государства должны доказывать необходимость его существования;
- все якобы неотъемлемые функции государства (извлечение ресурсов в виде налогов, распределение, поддержание порядка и безопасности и т.д.) не оправдывают необходимость его существования;
- анархия вполне успешно существует на международном уровне, где нет мирового правительства, обладающего силой авторитаризма и политическими институтами, заставляющими беспрекословно исполнять свои приказы; конечно, международный порядок оставляет желать лучшего, но государство ещё меньше заслуживает роли примера.
Слайд 20
3. Проблема частной собственности. Для её решения анархисты
предлагают:
- сохранить собственность на предметы личного пользования;
- постоянные предметы
собственности передать в аренду;
- польза рыночных отношений очевидна, но не в рамках капиталистического или социалистического государства.
Слайд 21
4. Проблема демократии:
- демократия неизбежно связана с бюрократизмом;
для решения этой проблемы следует распустить центральные парламенты, взамен
которых создать институт негосударственного народного контроля над организациями, заменяющими государственный аппарат;
- на уровне большой политики решения проводить снизу - через референдумы, публичные дебаты, выдвижение альтернативных предложений;
- право выбора из множества альтернатив принадлежит специальному органу (либо высшему лицу), который несёт всю полноту уголовной, моральной, политической ответственности за принятые решения и их последствия.
Слайд 22
Нигилизм
Нигилизм (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное
отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам,
идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.
Слайд 23
Это - одна из форм мироощущения и социального
поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее
распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Слайд 24
Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим,
религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются,
о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов.
Слайд 25
В целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается
в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно
в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы.
Слайд 26
В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими,
лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим
экстремизмом. Нигилизм - стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.
Слайд 27
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может
быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность,
категоричность и бескомпромиссность этого отрицания - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.
Слайд 28
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях:
неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни
и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований;
несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам;
отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.