Слайд 2
Под экологической безопасностью понимается защищенность населения и экосистем
от негативных последствий природных и техногенных катастроф, а также
антропогенного воздействия на качество окружающей среды.
Очевидно, что для сохранения или достижения допустимого уровня экологической безопасности должен осуществляться комплекс превентивных и реабилитационных природоохранных мероприятий. При этом мероприятие считается эффективным, если затраты на его реализацию ниже, чем на ликвидацию возможного экологического ущерба. Цель будет достигнута в случае сохранения качества окружающей среды или восстановления его до безопасного уровня
Слайд 3
В масштабах страны для оценки качества окружающей среды
используют стратегические экологические риски. Их величины рассчитывают при прогнозировании
последствий чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба. К последним (согласно постановлению Правительства РФ №1094 от 13.06.1996) относятся ситуации со следующими параметрами:
1) площадь зоны чрезвычайной ситуации превышает размеры двух субъектов РФ;
2) материальный ущерб составляет более 5 млн минимальных размеров оплаты труда;
3) число пострадавших превышает 500 человек либо нарушены условия проживания более 1 тыс. человек.
Слайд 4
Таблица 1. Антропогенное воздействие на качество окружающей среды
в России в конце XX века (по данным Госкомстата
РФ)
Слайд 5
Уменьшение годового сброса сточных вод в 2000 г. по
сравнению с 1995 г. составляет 2,2 млрд м3, а уменьшение забора воды
из природных водоисточников – 7 млрд м3. Их отношение составляет около 3,5, что свидетельствует об относительном увеличении сбрасываемых стоков без очистки. Очевидно, что сокращение сброса сточных вод связано, прежде всего, с синхронным падением забора воды.
Этот вывод подтверждается и данными табл. 2. С 1985 по 1998 г. общий объем сточных вод сократился в 1,3 раза, тогда как относительный вклад неочищенных сточных вод возрос в 2,5 раза. Следовательно, поток загрязняющих веществ в гидросферу должен был возрасти по крайней мере в 2 раза.
Слайд 6
Таблица 2. Тенденции изменения общих объемов сточных вод, сбрасываемых
в поверхностные водоемы России, за период времени с 1985
по 1998 г.
Слайд 7
Причины возникновения современной ситуации следующие:
1) игнорирование представителями всех
ветвей власти концепции устойчивого развития, основным постулатом которой является
равенство природного и экономического фактора в функции роста благосостояния населения;
2) отсутствие эффективной системы контроля качества окружающей среды, позволяющей правильно планировать превентивные природоохранные мероприятия
Слайд 9
Химическое загрязнение окружающей среды оказывает негативное воздействие на
здоровье людей, если величина экологического риска превышает допустимый уровень.
Последний принимается равным обратной величине продолжительности жизни биологической системы в естественных условиях, умноженной на коэффициент безопасности (или запаса). Так, при среднем биологическом возрасте человека 100 лет риск его гибели составит 10–2 чел./чел.·год. Как видно из табл. 3, эта величина согласуется с рисками гибели человека от болезней (Европа, Россия) и от несчастных случаев (США, Европа).
В то же время, при примерно одинаковом природном фоновом уровне во всех странах (5,0х10–5–1,0х10–6), в России предельно допустимый уровень экологического риска на 2–4 порядка выше, чем в «цивилизованных странах». Очевидно, такое расхождение отображает тот факт, что величина экологического риска, обусловленная антропогенным воздействием, в Европе в 5–100 раз ниже, чем в России.
Прежде всего это свидетельствует о высокой безопасности европейских технологий, которая достигается за счет дополнительных капиталовложений. Это означает, что параметры технологических систем приводятся в соответствие с требованиями по соблюдению стандартов экологической безопасности.
Слайд 10
Таблица 3. Осредненные величины экологического риска для населения
различных регионов мира (чел./чел.·год)
Слайд 12
Таблица 4. Экологический риск для населения, обусловленный химическим загрязнением
воздуха и питьевой воды в отдельных регионах России
Слайд 13
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Все мероприятия в
2003–2005 гг. ограничиваются разработкой проектов, концепций, законов или нормативных актов.
Следовательно, в ближайшие несколько лет проведение конкретных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ даже не планируется.
Слайд 14
2. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов
деятельности и при чрезвычайных ситуациях
К потенциально опасным видам деятельности
отнесены только объекты Вооруженных Сил РФ и Министерства атомной энергии РФ, тогда как общеизвестно, что химическое загрязнение окружающей среды обусловливает опасность преждевременной смерти по крайней мере в 10 раз большую, чем радиация. Кроме того, в плане отсутствуют предложения по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Нам представляется, что использование величины экологического риска в качестве интегрального критерия качества окружающей среды позволит делать научно обоснованные прогнозы о необходимости проведения превентивных природоохранных мероприятий.
Первые исследования в этом направлении были выполнены в 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Слайд 15
3. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды
и природопользованием
В Московской и Калужской областях и НПР России
уже реализуется проект «Протва». Этот проект направлен как на оздоровление экологической ситуации в бассейне р. Протвы.
Проект может быть распространен на другие регионы России при осуществлении бассейнового принципа движения к траектории устойчивого развития в программах субъектов РФ. Его включение в этот пункт плана ускорит получение достоверной информации, которая необходима для совершенствования рациональной программы по развитию водохозяйственного комплекса России.
В пункт 3.9. Реализация федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России» в качестве подпрограмм должны быть включены природоохранные мероприятия, которые будут сопровождать крупномасштабные проекты по добыче и транспортировке нефти и газа в России.
Сегодня уже известно, что в ближайшее время начнется реализация следующих проектов:
– строительство нефтегазопровода Западная Сибирь–Мурманск;
– строительство нефтегазопровода Россия–Европа по дну Балтийского моря;
– промышленная эксплуатация нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского, Охотского, Баренцева и Карского морей.
Слайд 16
4. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
Необходимо привести национальную
методологию оценки размеров экологического ущерба в соответствие с международной
практикой. Существующая система получения государством «условных» платежей за загрязнение окружающей среды не стимулирует предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий.
Кроме того, в этом разделе плана отсутствуют предложения по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных положений Экологической доктрины России (такие позитивно-правовые акты на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются в рамках проекта «Протва») на тех уровнях, где и будет решаться вопрос выполнения или невыполнения поставленных задач.
Слайд 17
5. Экономические и финансовые механизмы
В пунктах 5.2 и
5.3 речь опять идет о разработке концепции и нормативных
документов, тогда как уже много лет существуют системы платежей. Другое дело, что они требуют пересмотра.
В пункте 5.4, на наш взгляд, необходимо добиваться принятия закона об обязательном экологическом страховании всех потенциально опасных объектов, а не только гидротехнических сооружений.
Слайд 19
Выводы
Государство в России не выполняет обязательств по обеспечению
своим гражданам уровня экологической безопасности, соответствующего международным стандартам.
2. При
построении новой экологической политики необходимо понизить допустимый уровень экологического риска в России на 3–4 порядка.
Слайд 21
Литература
1. Аникиев В.В., Захарова П.В. Интегральный критерий экологической безопасности //
Геоинформатика. 2002. № 1. С. 8–16.
2. Аникиев В.В., Захарова П.В., Николаев В.В.
и др. Оценка стратегического риска в экологической сфере. // Управление риском. 2002. Спецвыпуск. С. 83–88.
3. Бережной А.В.. Остроумов А.А. Влияние транспортных средств на загрязнение воздушного бассейна Беларуси // Инженерная экология. 2001. № 1. С. 43–49.
4. Гидрохимические показатели состояния окружающей среды: Справочные материалы. – М.: Изд-во Социально-экологического союза, 2000.
5. Флейшман Б.С. Критерии экологической безопасности в условиях неопределенности (экоскрининговый подход) // Сб. ВИНИТИ. 1995. № 3401–В95. С. 3–32.
6. Аникиев В.В., Захарова П.В. Оценка экологического риска для населения и водных экосистем нефтегазодобывающих регионов //Геоинформатика. 2003.
7. Аникиев В.В., Захарова П.В., Бабаев П.В. и др. Очистные сооружения малых городов как основа комплексного подхода к охране окружающей среды // Инженерная защита окружающей среды / Под ред. Ю.А. Бирман, Н.Г. Вурдова. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2002. С. 6–60.
8. Аникиев В.В., Ищенко И.Г., Кузьмина Н.П. Анализ и управление качеством воды в нефтегазодобывающем регионе (бассейн средней Оби) //Экологическая адаптация общества на постсоветском пространстве /Под ред. В.В. Аникиева. – М.: Интербизнес-бук, 2000. С. 172–181.