Слайд 2
План
1. Философия понятий «духовность», «нравственность», «толерантность»
2. Эволюция
взаимоотношений общества и природы:
- Воздействие на природу в Древнем
мире
- Воздействие на природу в Средневековье
- Воздействие на природу в период Новой истории
- Взаимодействие общества и природы в Новейшее время
3. Дискуссия «Духовность, нравственность, толерантность в современном мире»
4. Рефлексия
Слайд 3
Духовность
- главное условие нравственного возрождения людей. Позитивная
духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности:
любовь , доброту, сострадание , милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность , стремление делать другим то, чего ты желаешь себе.
Слайд 4
Нравственность
Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но
со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно
разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
Именно с нравственностью связано различение добраИменно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Слайд 5
Толерантность
Толерантность (от греческого слова толеранция – терпение)
– способность организмов выдерживать изменения условий жизни
Устойчивость к неопределенности;
Этническая устойчивость;
Предел устойчивости или выносливости человека;
Устойчивость к стрессу, к конфликту, к поведенческим отклонениям
Принятие мысли о том, что мнение , ценности и идеалы других людей могут быть другими, но это многообразие вполне возможно и допустимо…
Толерантность как принятие.
В отличие от допущения принятие направленно на другого человека и является условием продолжения взаимодействия с ним.
Слайд 6
Эволюция взаимоотношений общества и природы:
Неолитическая революция – переход
от присваивающего хозяйства к производящему, от потребления готовых продуктов
природы к земледелию и скотоводству.
В результате - нарушение равновесия в природе, переход на путь деградации, путь обеднения и разрушения природной среды.
Слайд 7
Эволюция взаимоотношений общества и природы:
- Воздействие на природу
в Древнем мире
Быстрый рост численности населения, расслоение общества на
классы, увеличение потребительских запросов, низкая производительность рабского труда, аридизация климата, деградация окружающей среды
Слайд 8
Эволюция взаимоотношений общества и природы:
- Воздействие на природу
в Древнем мире
В Египте, Шумере, Вавилонии, Ассирии, Персии, Индии,
в Древней Греции и Древнем Риме массовая вырубка лесов и скотоводство ускоряли процесс опустынивания, неразумное земледелие являлось причиной засоления почв.
Слайд 10
Пифагор (VI в. но н.э.)
Пифагорийская этика запрещала губить
растения и животных, если они не представляют непосредственной опасности
для человека
Слайд 11
Эпикур (341 – 271 гг. до
н.э.)
« Богатство, требуемое природой (естественными потребностями), ограничено
и легко добывается, а богатство, требуемое пустыми мыслями, простирается до бесконечности…»
Слайд 12
Гиппократ (460 – 377гг. до н.э.)
«Отец
медицины» впервые сформулировал основные проблемы экологии человека и медицинской
географии: влияние качества воздуха, воды, ландшафта, климата и погоды на здоровье, настроение и психику человека.
Слайд 13
Платон (428- 348 гг. до н.э.)
« … здешняя земля превосходила любую другую, благодаря чему
страна стала способна содержать многолюдное войско, освобожденное от занятий землепашеством… и вот остался лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой и только один остов еще перед нами… а ведь не так давно целы были еще крыши из кровельных деревьев, срубленных в этих горах для самых больших строений»
Слайд 14
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
«Человек, живущий вне закона и права, наихудший
из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться и в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах.»
Слайд 15
подумайте
Сохраняет ли актуальность античное экологическое мировоззрение для нашего
общества? Почему?
Слайд 16
Воздействие на природу в Средневековье
Слайд 17
Воздействие на природу в Средневековье
В Европе
в результате подсечно – огневой системы земледелия площадь лесов
в сократилась в 3- 4 раза, начались разработки железных руд, усилилась деградация окружающей среды. На грани исчезновения оказались: туры, медведи, зубры и многие другие животные.
Слайд 18
Воздействие на природу в Средневековье
Слайд 19
Воздействие на природу в Средневековье
Слайд 20
подумайте
Может ли религиозная мораль использоваться для формирования современного
экологического мировоззрения и экологической этики?
Если «да», то
в какой степени?
Слайд 21
Воздействие на природу в период Новой истории
Рост промышленного
производства привел к резкому ухудшению окружающей среды:
- сброс в
реки промышленных отходов;
выбросы ядовитых газов в атмосферу;
тотальная вырубка леса;
массовое уничтожение растений и животных
Слайд 22
Воздействие на природу в период Новой истории
Слайд 23
Воздействие на природу в период Новой истории
«Человек
– царь природы!»
Ф. Бэкон
Слайд 24
подумайте
Как Вы относитесь к словам Базарова
- героя произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Природа
- не храм, а мастерская…»
Почему?
Слайд 25
Взаимодействие общества и природы в Новейшее время
Социально-экономическое развитие
породило невиданный ранее глобальный экологический кризис.
Формируется новая экологическая
политика, основанная на принципах экологической этики, морали и толерантности
Слайд 26
Взаимодействие общества и природы в Новейшее время
1970г. Генеральная
конференция ЮНЕСКО – начало научных исследований «Человек и Биосфера»;
1977
г. Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды
Слайд 27
Взаимодействие общества и природы в Новейшее время
1992 г.
в Рио-де-Жанейро на конференции ООН утверждена новая модель развития
человеческой цивилизации
Утверждена Декларация прав Земли
Слайд 28
подумайте
Что такое, по-вашему, экологическое мировоззрение? Что мешает его
формированию лично у вас?
Какие случаи реального проявления экологического мировоззрения
в жизни вам известны?
Слайд 29
22 апреля – всемирный день Земли