Слайд 2
Вещества, поступившие
в водную среду, немедленно вовлекаются в цепь разнообразных перемещений
и превращений под влиянием многочисленных факторов. При этом проходят процессы физические (механическое перемешивание, осаждение, адсорбция и десорбция, улетучивание, фотолиз), химические (диссоциация, гидролиз, ком-плексообразование, окислительно-восстановительные реакции), биологические (поглощение живыми организмами, разрушение и превращение с участием ферментов и метаболитов), геологические (захоронение в донных осадках и породообразование).
Слайд 3
Превращения под влиянием абиотических факторов
Рисунок 1. Перемещение металлов в водной массе
озера
Слайд 4
В результате для судьбы вещества
в природных водах имеют существенное значение такие его свойства,
как растворимость в воде, способность распределяться между твердой и жидкой фазами, между полярными и неполярными растворителями, активность диссоциации, способность к комплексообразованию, скорость разрушения, гидролиза и фотолиза, летучесть. Пример распределения сложного органического вещества (нефти) приведен на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. Судьба компонентов 223 тыс. тонн нефти, пролитых при аварии танкера «Амоко Кадис»
Слайд 5
Прохождение физических процессов устанавливает некоторое соотношение между растворенной
и нерастворенной фракциями вещества. Растворенной фракцией считается все вещество,
которое проникает через фильтр с диаметром пор 0,45 мк.
Значительная часть нефти и нефтепродуктов, пестицидов, полих-лорированных бифенилов, ПАВ локализуется в поверхностной пленке, толщиной до десятков микрон. В океанических водах концентрация металлов в этом слое в 10-1 000 раз превышает концентрацию уже в нескольких сантиметрах от поверхности.
Металлы в растворимой фракции могут находиться в виде гидратированных ионов, неорганических и органических соединений и комплексов, в том числе с хелатообразователями, гуминовыми, фульвовыми кислотами, полисахаридами, всегда присутствующими в природных водах. Так, растворимая фракция меди включала ионы Cu(H2O)nХ+, Сu(ОН)4-, Cu(OH)20, Cu(OH)2+, CuC03, Cu(CN)-, CuCl22-, комплексы с гидроксилом и другими ионами, неорганические соединения; органические комплексы с пептидами, порфиринами, гуматами.
Нерастворимая фракция включала медь, адсорбированную мицеллами Fе(ОН)з, взвешенным веществом, клетками водорослей, сестоном, зоопланктоном, CuS, CuO, Cu2(OH)2C03. В результате менее одного процента общей растворившейся меди присутствует в водной среде в виде свободного иона.
Фракция коллоидов включает оксиды и гидроксиды металлов с размером частиц до 150 ммк. Важную роль в адсорбции металлов играют мицеллы гидроокиси железа и гидратированного диоксида марганца. В коллоидной фракции металлов содержится, по крайней мере, на порядок больше, чем в форме свободных ионов. При дефиците кислорода окислительно-восстановительное равновесие сдвигается в направлении возрастания доли восстановленных форм элементов, более растворимых в воде, чем окисленные. Это служит одной из причин повышения концентрации растворенных элементов в водах при недостатке кислорода, особенно — в придонных слоях воды. Вторая причина повышения концентрации элементов при недостатке кислорода может заключаться в распаде коллоидных мицелл оксидов железа и марганца и освобождении адсорбированных на них ионов тяжелых металлов.
Слайд 6
Комплексные соединения представляют собой сочетание двух или нескольких
простых молекул, образование которых не связано с формированием новых
электронных пар. Комплексы имеют определяющее значение для баланса различных форм металлов в водной среде.
Комплексные соединения металлов образуются за счет взаимодействия с лигандообразователями — реакционно-активными группами молекул, присутствующих в воде. К таким группам относятся СО2-, ОН-, NН3-, С1-, I-, РО4-. Органические комплексообразователи, присутствующие в природных водах, включают поликарбоксиловые соединения, аминокислоты, жирные, гуминовые, фульвовые, гликолевую кислоты, цитраты, различные экзометаболиты гидробионтов. С увеличением валентности связываемых металлов стабильность комплексов возрастает. Особой устойчивостью отличаются хелаты или клешневидные соединения, широко распространенные в природных водах (рис.1.3).
Рисунок 1.3. Примеры органических комплексов металлов
Слайд 7
Превращения при участии водных организмов
Наряду с изменениями вещества
под влиянием факторов абиогенной природы, проходят важные превращения, связанные
с присутствием живых организмов. Сходные процессы могут происходить в оргаизме и вне его, за счет влияния экзометаболитов и различных ферментных систем. В большой степени такого рода процессы определяют самоочистительную активность природных вод. Основную роль в биогенном превращении играют микроорганизмы, населяющие водную среду, донные осадки и полости водных макроорганизмов. Однако и процессы жизнедеятельности самих макроорганизмов также вовлекаются в общий процесс преобразования веществ в экосистеме.
Слайд 8
Гидробионты участвуют в превращении металлов. При участии микроорганизмов
в окружающей среде может происходить окислительно-восстановительное превращение кобальта, хрома,
мышьяка. При этом аэробные микроорганизмы обеспечивают процессы окисления, а анаэробные — процессы восстановления. Восстановленные условия создаются в основном в глубине донного грунта. В толще воды восстановление может проходить в условиях длительного и глубокого дефицита кислорода. Так, соотношение трех- и пятивалентного мышьяка в воде составляет в среднем 0,15. Самопроизвольное восстановление пятивалентного мышьяка до трехвалентного возможно лишь при значениях рН не выше 3. Полагают, что термодинамически менее устойчивый трехвалентный мышьяк может существовать в водной среде только за счёт происходящего микробиологического восстановления пятивалентного мышьяка.
В химических реакциях, связанных с превращением металлов при участии гидробионтов, особое место занимает их метилирование, т.е. образование метилсодержащих соединений металлов. Метилирование представляет собой неферментативный процесс, проходящий с участием метилкобаламина (витамина Bi2, несущего метильную группу). Метилирование ртути с образованием метил- и диметилртути проходит активнее с участием микрофлоры, особенно эффективно — в анаэробных условиях (рис. 1.4).
Рисунок 1.2. Превращение ртути в водной экосистеме.
Слайд 9
Полагают, что, помимо ртути, возможно метилирование олова, кобальта,
селена, таллия, хрома, меди, кадмия, но не никеля, цинка,
алюминия. По поводу свинца сведения противоречивы.
Широкий круг превращений проходит в водной среде мышьяк. В морской среде происходит его восстановление и метилирование с образованием монометиларсониевой и диметиларсиновой кислот. Причем скорость превращения коррелирует с первичной продукцией экосистемы. В высокопродуктивных экосистемах до 80% общего мышьяка находится в превращенных формах. В процессе метилирования мышьяка могут образовываться чрезвычайно токсичные ди- и триметиларсины, быстро окисляющиеся в среде до какодиловой кислоты. В некоторых гидробионтах мышьяк присутствует в виде арсенобетаина CH303As+CH2COO-