Слайд 2
Иван Миха́йлович Се́ченов родился 1 августа 1829 г.
в селе Теплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне
село Сеченово Нижегородской области). Крупнейший ученый своего времени, И. М. Сеченов был выдающимся прогрессивным общественным деятелем русского революционно-демократического движения 60-70-х годов. Последовательный и воинствующий материалист в науке, демократ и убежденный противник самодержавия в политике.
В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) Иван Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения, а так же сследовал и обосновал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии.
Слайд 3
Окончил Главное инженерное училище в Петербурге в 1848
г. В чине прапорщика он был выпущен и направлен
в обычный саперный батальон. Через два года Сеченов подал в отставку, ушел с военной службы и поступил на медицинский факультет Московского университета. После успешной защиты диссертации в 1856 г. Сеченов отправился за границу с целью заняться физиологией. За границей Сеченов подготовил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», которую успешно защитил в 1860 г. в Медико-хирургической академии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. За курс лекций «О животном электричестве» в Медико-хирургической академии удостоен Демидовской премии Петербургской АН.
Слайд 4
К 1863—1868 гг. относится окончательное формирование физиологической школы
Сеченова. С именем Сеченова связано создание первой в России
физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии Иван Михайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента.
Организованная учёным в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины. В 1894 г. он публикует «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня», а в 1901 г. — «Очерк рабочих движений человека». Существенный интерес представляет также работа «Научная деятельность русских университетов по естествознанию за последнее двадцатипятилетие», написанная и опубликованная в 1883 г.
Слайд 5
Опыт работы с электрофизиологическими установками, обретенный в лаборатории
Дюбуа-Реймона, особенно наличие приборов, которые были куплены Сеченовым в
мании за свой счет (зеркальный гальванометр, санный арат, миографы, штативы), сослужили впоследствии большую службу. За это время он выполнил несколько научных работ и подготовил докторскую диссертацию на тему: «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». В ней представлены сведения о концентрации алкоголя в крови через разные сроки после его введения, о температуре разных областей тела при действии алкоголя и данные о влиянии алкоголя на кровь, печень, дыхание, сердечную деятельность и локомоцию. Для ее выполнения И. М. Сеченов овладел рядом физиологических и биохимических методов исследования. В научном отношении это было первое обстоятельное исследование о влиянии алкоголя на различные физиологические функций.
Слайд 6
В Париже, в лаборатории Клода Бернара (1862 г.),
Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного
мозга на двигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки. Опыты были продемонстрированы Сеченовым Бернару, в Берлине и Вене Дюбуа-Реймону, Людвигу и Э. Брюкке. Таламический центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром», а феномен центрального торможения — сеченовским торможением. Позднее выступает с публичными лекциями «Об элементах зрительного мышления», которые в 1878 г. были им переработаны и опубликованы под названием «Элементы мысли». В 1881—1882 гг. Сеченов начал новый цикл работ по центральному торможению.
Слайд 7
Огромное значение для развития отечественной нейрофизиологии имели также
работы И. М. Сеченова «Физиология нервной системы» (1866) и
особенно «Физиология нервных центров» (1891), в которых были обобщены и критически проанализированы как результаты собственных экспериментов, так и данные других исследований. Развиваемая в них идея о том, что регуляторная деятельность нервной системы осуществляется рефлекторно, надолго сделалась ведущей во всех исследованиях по физиологии центральной нервной системы. И.М.Сеченов является одним из основоположников отечественной электрофизиологии.
Наибольший вклад сделан И. М. Сеченовым в такие разделы физиологии, как газы крови и дыхательный газообмен, нейрофизиология с электрофизиологией и психофизиология.
Слайд 8
Электрофизиологические работы И. М. Сеченова способствовали распространению электрофизиологического
метода для изучения физиологии нервов, мышц и нервных центров.
«Честь создания настоящей большой русской физиологической школы и честь создания направления, определяющего в значительной степени развитие мировой физиологии, принадлежит Ивану Михайловичу Сеченову», писал выдающийся советский физиолог, академик Леон Абгарович Орбели.
Слайд 9
Все эксперименты Сеченов проводил на лягушках, используя методический
прием, предложенный немецким физиологом Тюрком: одну из задних лапок
подопытной лягушки погружали в слабый водный раствор серной кислоты и отмечали время, пока эта лапка оставалась неподвижной.
В опытах Сеченов производил у лягушки четыре разреза мозга и затем наблюдал, как изменялись рефлекторные движения под влиянием каждого из них. Опыты дали любопытные результаты: угнетение отраженной деятельности наблюдалось лишь после разрезов мозга непосредственно перед зрительными буграми и в них самих.
Подводя итог опытам первой серии - с разрезами мозга, Сеченов высказал мысль о существовании в мозге центров, задерживающих отраженные движения: у лягушки они находятся в зрительных буграх и, может быть, в продолговатом мозге.
Но мысль эта, хотя и опиралась на серию опытов, была все-таки еще гипотезой. В поисках научной истины он призвал на помощь многократно проверенный и целиком оправдавший себя еще в первых научных трудах метод раздражения головного мозга.
Слайд 10
Так началась вторая серия экспериментов, во время которых
Сеченов производил химическое раздражение различных частей мозга лягушки поваренной
солью.
Выяснилось, что соль, приложенная к поперечному разрезу мозга в ромбическом пространстве, всегда вызывала столь же сильное угнетение отражательной деятельности, как и разрез мозга в этом месте. Угнетение, но не столь сильное наблюдалось и при раздражении поперечного разреза мозга позади зрительных бугров (следовательно, верхней части продолговатого мозга), Такие же результаты дало и электрическое раздражение поперечных разрезов мозга.
Слайд 11
К этому же времени относится еще одно открытие
русского ученого. Исследуя в эксперименте раздражающее действие гальванических и
индукционных токов на чувствующие спинномозговые нервы лягушки, Сеченов выяснил, что нервные центры мало чувствительны к отрывистым толчкам по нерву, а отдельные толчки суммируются нервными центрами в координированное движение. Ученый доказал, что нервные центры обладают способностью "суммировать чувствительные, поодиночке не действительные раздражения (индукционные удары, приложенные к седалищному нерву) до импульса, дающего движение, если эти раздражения достаточно часто следуют друг за другом".
Явление суммации - важная характеристика нервной деятельности, впервые открытая И. М. Сеченовым в экспериментах на лягушках, было затем установлено и в опытах на других животных, позвоночных и беспозвоночных, и получило универсальное значение.
Открытие И. М. Сеченовым явления суммации как особой формы деятельности нервных центров получило высокую оценку физиологов.
Слайд 12
С прежней энергией ученый продолжает свои эксперименты. Сеченов
полностью завершает, наконец, исследования по теории растворов, получившие высокую
оценку и в ближайшие же годы подтвержденные специалистами-химиками в России и за рубежом. Сеченов начинает исследования по газообмену, конструируя ряд оригинальных приборов и разрабатывая собственные методы изучения обмена газов между кровью и тканями и между организмом и внешней средой. Признаваясь, что «исследование дыхания на ходу было всегда моей мечтой, казавшейся притом же невыполнимой», Сеченов изучает газообмен человека в динамике. По-прежнему большое внимание уделяет он нервно-мышечной физиологии. Выходит из печати его обобщающий капитальный труд «Физиология нервных центров».
Работы по изучению газов крови проводились И. М. Сеченовым на протяжении всей его научной деятельности. Он первый осуществил полное извлечение всех газов из крови и определил их количество в сыворотке и эритроцитах. Особенно много внимания было уделено изучению вопроса о состоянии углекислоты в крови. Этот вопрос был, по-видимому, главным в научной деятельности И. М. Сеченова в Новороссийском Университете. В результате большой экспериментальной работы им были получены важные данные о дыхательной функции крови. Некоторые из них являются открытиями первостепенного значения.
Слайд 13
И. М. Сеченов умер 15 ноября 1905 г.
от крупозного воспаления легких.
Наибольший вклад сделан И. М. Сеченовым
в такие разделы физиологии, как газы крови и дыхательный газообмен, нейрофизиология с электрофизиологией и психофизиология.
"Честь создания настоящей большой русской физиологической школы и честь создания направления, определяющего в значительной степени развитие мировой физиологии, принадлежит Ивану Михайловичу Сеченову", писал выдающийся советский физиолог, академик Леон Абгарович Орбели.