Слайд 2
Программа «Природа и художник» рассчитана на четыре года
и предусматривает работу с
детьми второй младшей (3-4 года), средней
(4-5 лет), старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет)
групп.
Программа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений
о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим
и национальным ценностям через их собственное творчество. Программа «Природа и художник»
экологична по своей сути. Средствами
изобразительного искусства решаются проблемы
экологического и эстетического воспитания
подрастающего поколения.
Слайд 3
Актуальность.
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании
его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой
особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной целью освоения детьми Программы по изобразительному искусству «Природа и художник»Т.А.Копцевой. Анализируя произведения мировой художественной культуры в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства (дизайна), дети создают творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире.
Слайд 4
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные
представления о природе как живом организме.
Программа сочетает в себе
формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.
Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
Слайд 5
На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1.
передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру,
формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
2. передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
3. обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
4. приобщать к мировой художественной культуре.
Слайд 6
Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны
все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого
развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру.
Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
· умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
· способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
· готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им,
выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой
исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
· стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию
над природой, по мере сил облагораживать ее;
· умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в
неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической
природы;
· способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
· готовность эмоционально переживать образную форму произведений
изобразительного искусства и т.п.
Слайд 7
Структурно-содержательная характеристика
Программа «Природа и художник» рассчитана на четыре
года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе
группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1. 1. Вторая младшая группа «Художник, природа и я».
2. 2. Средняя группа «Художник и природа родного края».
3. 3. Старшая группа «Художник и природа нашей страны».
4. 4. Подготовительная к школе группа «Художник и природа пяти континентов».
Слайд 8
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий.
Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание программы
основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
1-й тематический блок «МИР ПРИРОДЫ» - (образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве) - включает в себя изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь, цветная бумага и т.п.) «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п., а также знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.
2-й тематический блок «МИР ЖИВОТНЫХ» - (образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве) - включает изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п., а также знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом
Слайд 9
3-й тематический блок «МИР ЧЕЛОВЕКА» - (образ человека
и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и
детском творчестве) раскрывает изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» людей (членов семьи, людей разных возрастов и т.п.), мир фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т.п., а также знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.
4-й тематический блок «МИР ИСКУССТВА» - (образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве) включает в себя изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений, а также знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.
Слайд 10
Организация процессов созерцания, созидания и общения — три
вида педагогического творчества на занятии по изобразительному искусству. Система
художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю. Основу каждого занятия по программе составляют созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного их воплощения. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.
Слайд 11
Программа «Природа и художник» предусматривает занятия на открытом
воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с
узнанным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве.
Слайд 12
С детьми разных возрастных групп предлагается проводить занятия
в живом уголке, а для подготовительной к школе группы
организовать поездку в зоопарк, осуществить экскурсию в ботанический сад или посетить музей, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые, показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров.
Слайд 13
Мир природы по программе «Природа и художник» выступает
как предмет пристального наблюдения и средство эмоционально-образного воздействия на
творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Слайд 14
Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по
своей сути. Основная смысловая установка этой программы заключается в
том, что экология природы и экология культуры — грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.
Слайд 15
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Педагог создает на занятии
ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции
ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Педагог — главный устроитель художественно организованного занятия.
Поэтому в поведении воспитателя важно все, он камертон доброжелательности, чутко
реагирующий на ход учебно-воспитательного процесса.
Слайд 16
Занятие «Вода — зеркало природы. Отражение»
Содержание. Внимательно рассмотрите
с детьми репродукции картин природы, на которых изображено отражение
деревьев, облаков и т.п. в воде (реке, озере, лужице и т.п.). Рассматривая пейзаж, например, И.Левитана «Большая вода» и др., обратите внимание на то, что отражение в воде — это перевернутый мир.
Покажите прием получения зеркального отражения в технике монотипии. Согните альбомный лист пополам (по большой или маленькой стороне). На одной из сторон гуашевыми красками нарисуйте уголок природы (елку на горе, березы на закате и т.п., при этом важно, чтобы обязательно была изображена земля), затем смочите вторую половину листа разбавленной голубой краской (или просто водой), после чего сложите лист по линии сгиба и прижмите рукой так, чтобы рисунок отпечатался на смоченной половине листа. Затем разомкните половинки и посмотрите на получившийся оттиск; если зеркальный отпечаток получился нечетко, можно гуашью подправить изображение.
Слайд 17
Задание. Изображение отражения в воде деревьев, трав, цветов
и т.п. Можно, используя метод монотипии, сделать зеркальный отпечаток
того
или иного пейзажа.
Материалы. Бумага, гуашь (акварель).
Примечание. Возможно выполнение этого задания любыми живописными или графическими материалами.
Слайд 18
Обобщающее занятие. «Портрет волшебницы-Флоры — царицы мира растений,
деревьев и цветов»
Содержание. Проанализируйте женские портреты разных художников (С.Боттичелли,
Рембрандт,
Д.Веласкес, В.Венецианов и др.), на которых женщины одеты в наряды,
украшенные растительным орнаментом, на головах у них венки из цветов или колосьев.
Спросите детей: «Какая из них могла бы быть волшебницей-Флорой? Почему?».
Покажите, а лучше напомните детям этапы изображения человеческого лица. Занятие
пройдет более эмоционально, если педагог наденет на голову венок из искусственных или
живых цветов, листьев, колосьев, веток рябины и т.п. и сыграет роль волшебницы-Флоры
или использует на занятии куклу Флору.
Просвирницын Гера, 5 лет,
Москва, ДОУ № 1439, «Красавица Флора»,
фломастер, гелевая ручка,
пед. Агафонова Н.А.
Слайд 19
Задание. Изображение Флоры — женского портрета с венком
на голове или в короне,
украшенной солнышком, цветами и листочками,
с бусами-ягодками, с серьгами- цветочками и т.п. в окружении цветов, деревьев или на фоне радуги и т.п.
Материалы. Бумага, пастель или цветные фломастеры.
Фонин Глеб, 5 лет,
Москва, ДОУ № 1439,
«Красавица Флора»,
фломастер, гелевая ручка,
пед. Агафонова Н.А.
Слайд 20
Значимым результатом работы явилась бы сформированность у детей
стремления к самостоятельному поиску и решению поставленных художественно-творческих задач,
умение выражать собственные мысли и впечатления через изображение, а также осознание всеми участниками педагогического процесса (педагогами, родителями) необходимости приобщения воспитанников к миру искусства, общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Используя возможности художественного наследия искусства можно успешно влиять на формирование личности ребенка в детском коллективе и в семье, с самого раннего возраста вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию, пробуждая стремление к творчеству.