единого всероссийского рынка, устанавливаются и быстро крепнут торговые связи
Воронежа с другими русскими городами.
Если в первое время существования Воронежа торговлей занимались преимущественно служилые люди, то теперь появляются торговцы-профессионалы, купцы. Быстро растёт число лавок на торговой площади города. Если в 1615 году их было 60, в 1648 году — 118, то в 1658 году — 137. Характерно, что из 137 лавок 92 принадлежали жителям; посада — торговым людям и только 33 — служилым людям.
В XVII в. крупный торговый путь проходил по реке Дон. В низовья Дона, к донским казакам русские торговые люди, в том числе и воронежцы, везли на судах главным образом хлеб (муку, крупу, сухари), а также другие разнообразные товары, включая порох, сукна, бумагу, мыло. В низовьях Дона купцы покупали лошадей, привозили оттуда дорогие восточные товары: ковры, ткани, жемчуг. Из Царицына с Волги через переволоку и далее по Дону в Воронеж везли соль, со среднего Дона — рыбу. Быстро разбогатели на донской торговле в середине XVII в. воронежцы Прибытковы, Гарденины, Хрипуновы.
В центральные уезды России воронежские купцы везли рыбу, мёд, масло и другие продукты сельского хозяйства. Документы отмечают наличие торговых связей Воронежа с Ельцом, Курском, Рязанью и другими городами юга России, а также с Москвой.