Слайд 2
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою
Родину, - задача актуальная сегодня не может быть успешно
решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Слайд 3
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно
раньше, как обычно говорит наш народ: «С молоком матери»
ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Слайд 4
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его
всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и
непосредственно в произведениях народных мастеров.
Слайд 5
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,
которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно
демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Слайд 6
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство
должны найти большое отражение в содержании образования и воспитании
подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Слайд 7
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию
художественного вкуса, основных эстетических критериев, развития эстетического отношения детей
к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Слайд 8
Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий
быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного
быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами Хохломы, по красоте и убранству ровня драгоценной посуде. «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
Слайд 9
Быт и традиции народа дети узнают, разглядывая прялку.
По всей России славились прялки из Городца, потому что
нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке та же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели ещё прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.
Слайд 10
А какие игрушки делали
народные мастера
на забаву
и потеху ребятишкам!
Слайд 11
Исследователи отмечают, что богородские мастера – игрушечники вырезали
свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не
прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике избы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися.
Слайд 12
Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими
руками, чтобы порадовать сына или дочку. В строгости воспитывались
крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости уважение и почёт, младости заботу и ласку.
Слайд 13
Народное искусство как проявление творчества народа близко по
своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа),
именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического восприятия, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Каргопольская игрушка
Работы старшей группы
МБДОУ КВ «Детский сад №2»
Слайд 14
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность
эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи
и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанные, отточенные веками традиции. Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал, совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Слайд 15
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные
на материале народного творчества, - одно из главных условий
полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-эстеитческих способностей.
Слайд 16
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими
воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд,
эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.