Слайд 2
Задачи образовательной
области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и
культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— развитие восприятия музыки;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Слайд 3
В соответствии с ФГОС дошкольного образования
целевые ориентиры –
это социальные и психологические
характеристики личности ребёнка на этапе завершения
дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Слайд 4
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по
своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы,
игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Слайд 5
ВОСПРИЯТИЕ.
При прослушивании музыкальных произведений у детей расширяется
кругозор, идет активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают
и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, резкая, отрывистая, плавная, громкая, тихая и т. д.) и форму музыкального произведения и его жанр.
В данном разделе я использую пособие «Море музыки», музыкальные проекты по слушанию музыки, решая основные задачи по восприятию музыкальных произведений.
быстрый
Быстрый
Очень
медленный
Медленный
Темп
Регистр
Ритмическое
течение
Тембровый
остров
Жанры
Ладовый маяк
Динамика
Опера
Балет
Слайд 10
ПЕНИЕ.
При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые
задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь
дошкольника);
- культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность);
- формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи);
-развитие ладового чувства, музыкальной интонации (открывает способность к речевым интонациям).
Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
Слайд 11
Как правило, обучение пению проходит с трех сторон,
это:
работа над дыханием
работа над дикцией
постановка голоса
В
работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого я использую игры и упражнения, которые применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Слайд 12
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это
подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных
и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Когда я начала систематически использовать развивающие игры с голосом, то почувствовала, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и играть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. В своей работе я использую упражнения по методу развития голоса В. Емельянова и некоторые упражнения из программы М. Лазарева «Здравствуй!». Например, при прослушивании произведений о весне, пробуждении природы, можно использовать такое упражнение:
Слайд 13
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в
тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только в слух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
Например, можно продекламировать (ритмизовать) текст стихотворения под музыку, как «Белый стих» С. Михалкова
Слайд 14
Ленивый жук.
Я немного пожужжу – жж………………………..
На ромашке полежу
– жж……………………….
Муха в воздухе летает – вз………………………
Я на муху
погляжу - жж …………………………..
Поглядел и есть пора – жж ням жж ням
ням жж ням жж
На обед у нас кора – ням ням
ням ням
ням ням
Пожую, спою жужжалку жу
жу жу
жу жу
жу жу
жу жу
И улягусь до утра…
Потому, что спать пора – тс-с-с-с.
Слайд 15
Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические песенки
рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые
необходимо пропевать. Они незаменимы в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка.
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением и видеорядом оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Уже с младших групп я использую логопедические песенки-разминки, например «Ежик».
Слайд 16
В процессе работы с детьми очень эффективными считаю
упражнения - распевки: пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным
звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, попевка «У кота воркота колыбелька хороша», мелодию “ре – ми – фа – ми – ре” надо пропеть со звуком, а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д. Пропевание слогов “ма – мэ – ми – мо – му” на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках. Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных “и – а – у”, “е – о – а” и т.д. Часто предлагаю детям спеть “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это помогает им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса. Или спеть «ласково», «сердито», «грустно», «весело»
Слайд 17
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ также способствуют развитию речи ребенка, двигательных
качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму);
сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Применяю во время слушания, пения или как подвижную игру. Например упражнение «Пальчик мой», «Цветики», «Меж еловых лап» и другие.
Слайд 18
При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю
их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» разучиваю со словами
под музыку: «Попружиним наши ножки и попрыгаем немножко», «Топ, топ, топ, сапожки, побежали наши ножки» или «Покружились, покружились и гостям всем поклонились» и так далее. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой прием помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Слайд 19
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Детские музыкальные инструменты
включаю и в другие виды деятельности, как практический метод,
помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
Слайд 20
Ежегодно в нашем детском саду проводится неделя Театра.
Дети средних, старших, подготовительных групп готовят свои театральные постановки,
сказки для показа малышам и родителям. И на каждый сезонный праздник я стараюсь включать песенные инсценировки, роли некоторых персонажей в утренниках обязательно исполняют дети. Это также способствует развитию речи детей, ее эмоциональной выразительности, закреплению навыков правильного звукопроизношения.
Слайд 21
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает
мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает
глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная и кружковая работа - все это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
«От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа с учетом ФГОС /
Н. Веракса, Т. Комарова, М. Васильева – Москва, 2014;
«Вокально-хоровая работа в детском саду» / М.Ю. Картушина. – Москва,2010;
«Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» / О. Арсеневская - Волгоград, 2011;
«Здравствуй!» оздоровительно-развивающая программа / М. Л. Лазарев - Москва, 2004;
«Развитие голоса. Координация и тренинг» / В. Емельянов - Санкт-Петербург, 1997г.