Слайд 2
ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов
России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 3
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура
высотой
до 25 сантиметров
Слайд 4
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в
карусели
На лошадок сели.
Слайд 5
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка.
Все
расписаны бока.
Слайд 6
Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.
У барынь
алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь
базар обойдёте,
Лучше барынь не найдёте.
Наши руки крендельком,
Щёки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Слайд 7
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её
мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками.
Слайд 8
Герои дымковской игрушки:
Барыни.
Кормилицы.
Кавалеры.
Мужики.
Горожанки.
Купчихи.
Офицеры.
Скоморохи.
Звери.
Птицы.
Слайд 9
О ЦВЕТЕ
Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого, голубого, зеленого,
синего и
черного
Слайд 10
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ
Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент,
состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной
толщины
Слайд 12
Посмотрите, как можно начать
рисовать узоры на юбке
Слайд 19
Красную глину на игрушки собирали обычно весной
после половодья на реке Вятке и смешивали ее с
мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 20
Свернут блин,
и получится
колокол юбки
для барыни.
К
ней«примажут» стан, ручки, головку.
Слайд 21
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы
при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица
ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Слайд 22
Но игрушка еще не готова. После лепки ее
несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской
печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 23
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в
раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили
на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Слайд 24
Сходства и различия дымковской игрушки с каргопольской
Основные этапы
лепки и росписи каргопольской игрушки такие же, как у
дымковских.
Для росписи каргопольской игрушки используют совершенно особую цветовую гамму.
В орнаменте и сплошной окраске деталей каргопольской игрушки много красно-терракотового и охристого.
Слайд 25
Дымковская
игрушка
Каргопольская
игрушка