Слайд 2
Осетинское пиво – это народное достояние национальной кухни Осетии.
Это одно из самых необычных и вкусных в
мире напитков. Но этот не просто напиток, а важный элемент национальных и религиозных обрядов осетин. В осетинской кухне так же популярно, как и осетинские пироги. Именно с чашей пива в руках осетины обращаются к Богу с тремя пирогами.
Слайд 3
История создания осетинского пива уходит корнями в
далекое прошлое.
О его создании ходит много легенд.
Вот одна из них. Эта легенда говорит
о зарождении пивоварения у древних нартов.
«Опустилась птичка на хмелевую лозу, выклевала
из шишечки хмеля три зернышка, вспорхнула и
полетела в селение доблестных нартов, и
опустилась там на солод, который сушился на
солнце. Клюнула она одно зернышка солода, и
свалилась пташка на землю. Хочет вспархнуть, а
не может, крылья словно подрезаны.
Слайд 4
Шатана бережно взяла птичку и положила ее на
кучу пшеничных зерен и -чудо! Сколько пшеницы
сверху не
брали, меньше не становилось, а птичка
очень скоро очнулась и улетела. И задумалась
Шатана . Смолола она солод, сварила его,
процедила варево и положила в него крепкую
закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и
стала белой пеной.
Пили и дивились нарты такому напитку! »
(Нартский эпос).
Слайд 6
Пиво у нартов считалось напитком
особым. Аланы - осетины верят, что произнесённые с чашей
пива молитвы будут непременно услышаны на небесах.
Слайд 8
Исследователи полагают, что нартский эпос
начал создаваться в
8 – 7 веках до нашей эры
Тогда можно
предположить, что
традиции пивоварения зародились в Осетии
раньше, чем в Германии, и считать пиво
национальным осетинским напитком.
Слайд 9
На праздники для вознесения первой молитвы
Богу и
освящения трёх пирогов старшему
наливают осетинское пиво в специальный
деревянный
сосуд - баганыйы къус» .
После чего кто-то из младших должен сперва
отпить из пива, а потом откусить от пирога.
Слайд 11
С этим напитком связано у осетин много легенд
Было это в местечке Дунтæ. Жители всего
ущелья готовились к проведению большого кувда в честь покровителя Уациллæ. На этом празднике Урожая должны были собраться жители всего ущелья. По традиции за несколько дней до кувда начали варить осетинское пиво. Установили на камнях огромный котёл, сварили в нём бараньи туши, а потом в этом бульоне приготовили пиво по старинному рецепту. Чтобы пиво быстрее остыло, его оставили на ночь открытым, а к утру прикрыли крышкой. Когда пивовары открыли котёл, внезапно, как будто с неба, метнулась к котлу ворона и резко ушла на дно.
Слайд 12
Не понравилось это старикам. Увидев
в этом какой-то знак, они приказали перелить пиво в
другую ёмкость. Сделав это, пивовары увидели на дне злосчастную ворону и ещё огромную ядовитую змею, тоже мёртвую. Вылили мужчины всё пиво на землю, поняв, что ночью она вползла в котёл, выбраться обратно не смогла, да там и осталась, отравив своим ядом священный напиток. Неслучайно ворона попала в котёл. Пиво – это дар Богов. И разве мог Всевышний допустить, чтобы этот напиток стал причиной смерти целого ущелья? Вот и послал Он ворону предупредить людей о смертельной опасности.
Слайд 14
В богатейшем фольклоре осетин есть и народные песни
о пиве
В них излагаются все основные процессы
изготовления пива.
О
роли пива в быту осетин говорят и некоторые
пословицы, в которых речь идет о «жидком хлебе»:
«Пиво для еды - еда, а для питья – напиток»,
«Как говориться, осетинское пиво и пища, и питье
одновременно».
Слайд 15
Известным осетинским скульптором Александром
Дзантиевым была создана скульптура
: женщина –
осетинка с приветственной чашей пива в
руках.
Прообразом этой скульптуры стала Шатана из
нартского эпоса.
Слайд 16
В России об осетинском пиве узнали благодаря князю
Григорию Потемкину
Когда князь Григорию Потемкину попробовал
осетинское пиво, он
был поражен его вкусом. Он
решил запустить производство пива в Петербурге. Для
этого велел прислать лучших пивоваров из Осетии. Но
результат его не порадовал. Тогда Потемкин велел
доставить воду, хмель и солод прямиком из горного
края. Напиток получился вкуснее, но это было не
такое пиво, которое Потемкин попробовал раннее и он
отослал пивоваров на родину.
До сих пор считается, что настоящее осетинское пиво
можно сварить только в Осетии.
Слайд 18
Осетины сумели сохранить этот напиток и, чтобы
он
не потерялся в современном мире напитков в
таком виде,
как его готовили раньше, в нашей
республике начали проводиться фестивали Пива
«Ирон баганы».
(Такой праздник проводиться и в Германии.
Называется Октоберфест).
Слайд 19
Сегодня фестиваль «Ирон баганы» стал международным
Я
тоже был на этом празднике в Беслане. На
праздник
приехали пивовары со всего
Правобережного района и показывали свои
напитки, а также свои кулинарные способности –
приготовили старинные национальные блюда.
Слайд 23
В тот год победителем конкурса стала пивовар
из
селения с символичным названием Хумалаг,
что в переводе с
осетинского означает хмель.