Слайд 2
Основные промыслы Нижегородской области:
Хохломская роспись;
Городецкая роспись;
Полховско-майданская роспись;
Семеновская роспись;
Резьба
по дереву;
Резьба по камню и кости;
Лозоплетение;
Ювелирные промыслы;
Гончарное ремесло;
Текстильные промыслы,
кружевоплетение, вышивка;
Валяльный и кожевенный промыслы;
Обработка металла.
Слайд 3
Хохломская роспись
Самый знаменитый промысел области - хохломская
роспись. Зародилась хохломская роспись в Ковернинском районе в ХVII
в. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 4
Стили росписи:
«кудрина» - листья и цветы в виде
золотых завитков на красном или чёрном фоне;
«травка» - узор
из крупных и мелких травинок с использованием зеленого цвета;
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами.
Слайд 5
Городецкая роспись
Городецкая роспись развивается в Городце и
его окрестностях. Свое начало роспись берет с резьбы и
инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. донца стали расписывать.
Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .
Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками".
Слайд 6
Технология выполнения росписи:
Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с
добавлением клея ПВА.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка:
один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
Слайд 7
Мотивы городецкой росписи
Цветы – розы, купавки с симметричными
листьями;
Животные – конь, птица;
«Древо жизни» - сюжет, олицетворяющий природу.
По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы;
Композиция:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Слайд 8
Полховско-майданская роспись
Полховско-майданская роспись возникла в крупном селе Полховский
Майдан Вознесенского района. Она сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках.
Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки.
В росписи используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».
Слайд 9
Семеновская роспись
Широкую известность имеет семеновская роспись, которой украшают
традиционных местных матрешек (в представлении русского человека - матрешек
"настоящих", классических) в ярких платках с цветами. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись». На предприятии есть музейно-выставочный зал, проводятся мастер - классы по росписи матрешек.
Слайд 10
Резьба по дереву
Выразительной рельефной резьбой по дереву
занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки
и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого.
В Семенове занимаются инкрустацией по дереву - делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник.
Слайд 11
Наиболее колоритным образцом русской избы является дома,
украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось
не мало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" (ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии.
Слайд 12
Резьба по камню и кости
Резьба по камню
История камнерезного
промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана
с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов. Расцвет боруковского камнерезного искусства приходится на 30-е годы XX века, когда в с. Борнуково была создана фабрика художественно-камнерезных изделий «Борнуковская пещера».
Слайд 13
Резьба по мягкому камню — одна из наиболее
сложных областей современного декоративного искусства. При обработке камня используется
токарная обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами», которые позволяют выявлять природную красоту материала. Выразительный силуэт, мягкая пластичность, лиричность, бесхитростность создаваемых образцов передают красоту и своеобразие животного мира и доброту русской души.
Помимо скульптур птиц и зверей, в большом ассортименте мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы.На фабрике работает музейно-выставочный зал, для желающих проводятся мастер — классы резьбы по камню, экскурсии по фабрике и к Борнуковской пещере.
Слайд 14
Резьба по кости
В Варнавине работает фабрика по косторезке.
В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный
стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.
Варнавинская фабрика специализируется на выпуске изделий из простой поделочной кости. Изделия выполнены в технике ажурной, плоскорельефной или объемной резьбы. В ассортименте предприятия более 300 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения. Это женские украшения, шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, подсвечники, вазы, стаканы, а также вязальные крючки и игольницы. Кроме традиционных изделий, предприятие имеет успешный опыт разработки и производства продукции с фирменной символикой, выполненной, по желанию заказчика, как на существующих изделиях, так и по оригинальному заказу.
Слайд 15
Лозоплетение
Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владеют искусством
плетения из лозы. Лоза представляет собой прутья ивы. Для
плетения пригодны стебли-прутья толщиной у корня до 15 мм, а также ивовые палки диаметром 15–40 мм, прямые, гибкие, с малой побежалостью, со здоровой древесиной, маленькой сердцевиной, с однородной окраской и гладкой поверхностью.
Из лозы могут быть изготовлены всевозможные хозяйственные корзинки, корзины-сундуки, корзины-чемоданы, колыбели, санки, абажуры, подсвечники-канделябры, вазы, шкатулки, сумки, кашпо, сухарницы, конфетницы, подносы, декоративные тарелочки, всевозможные сувениры, рыболовные принадлежности и т. д.
Слайд 16
Ювелирные промыслы - филигрань
Филигрань - разновидность ювелирной техники
(от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит
от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).
Ювелирная фабрика, которая сложилась на основе местных промыслов, в области одна - в селе Казаково Вачского района. Казаковцы освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок.
Слайд 17
Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные
вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы,
женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и знаки различия для Российской армии. В последние годы на предприятии стали изготавливать предметы церковного направления — настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты, панагии.
Слайд 18
Гончарное ремесло
Гончарный промысел России зародился в селе Богородское.
Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все
случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.
В Городецком районе село Смиркино так же знаменито своими гончарным промыслом – здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами.
Слайд 19
Текстильные промыслы, кружевоплетение, вышивка
Городецкая золотная вышивка
Издавна славится по
всей России городецкое золотное шитье. Мастерицы Городца использовали самую
разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и бузупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи.
Лучшие мастерицы знали более 100 усложненных вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов («на аксамитное дело»), состоящий из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.
Слайд 20
Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента
сказочных «разметных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей
природы и проникнутых тонкой поэзией. Чеканный кованый шов «по карте», слегка возвышающийся над узором, подчеркивает упругость и округлость виноградных ягод. Сочетание плотного настила из золотых нитей с разряженными стежками показывает трепещущую нежность лепестков крупных цветов. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шелка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки.
Слайд 21
Чкаловский гипюр
Не менее знаменита и вышивка, исполненная
в технике «чкаловский» (горьковский или нижегородский) гипюр. В конце
XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно.
Слайд 22
Узорно-ремизное ткачество
Женщины нижегородских сел занимаются кустарным ткачеством. Известны
тканные изделия Шахуньи. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду,
покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.
Слайд 23
Валяльный и кожевенный промыслы
В селах Борского района и
в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы.
Традиционно обработкой кож и шитьем обуви занимались кустари Богородска, в Княгинине и Большом Мурашкине шили тулупы. В настоящее время единственным предприятием Нижегородской области по художественной обработке кожи является объединение «Ренессанс». «Ренессанс» специализируется на выпуске изделий из натуральной кожи с применением художественной обработки: выжигания, резьбы по коже, подсветки, плетения, тиснения и т.д. Всевозможные шкатулки, коробочки, фотоальбомы с любым рисунком (в том числе и ссимволикой Нижегородского края) или надписью, эксклюзивные кожаные футляры, фляжки, настенные панно придутся по душе вам и вашим близким.
Слайд 24
Обработка металла
С давних времен славился Нижегородский край традициями
металлообработки. Одним из центров кузнечного и ножевого промыслов был
и остается древний город Павлово, где выпускали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь-замок весом почти 400 кг., который включен в книгу рекордов Гиннеса, в музее находится уникальная микроскопическая механическая золотая блоха, а центральную площадь города украшает памятник кузнечного искусства – кованное дерево – лимон.
Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов, имеющих многовековую историю. В селе Чулково Вачского районе мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе Чкаловского района и Лыскове отливали медные колокольчики.